Что бы ни говорили о чувстве вины, несомненно одно — оно дьявольски подхлестывает воображение.
Добро пожаловать в колледж Хэмпден!
Величественный кампус, роскошные учебные залы и библиотеки с уникальным древним собранием уже ждут вас. Здесь вам всегда рады, если, конечно, вы талантливы или располагаете внушительным состоянием.
Вы можете выбрать факультет по душе. Что, вам интересен древнегреческий? Боюсь, лучше подумать о другом направлении.
Попасть к профессору Морроу чрезвычайно сложно: он преподает пятерке способных студентов, избранных им лично. Дополнительного набора ожидать не стоит. В своей группе профессор ведет абсолютно все предметы, и его студенты практически не общаются с другими. Знаете, они словно не от мира сего. Они похожи на сектантов, и некоторые поговаривают, будто студенты и их профессор совершают кровавые обряды и даже поклоняются сатане…
Но это ведь всего лишь сплетни?
Мечтать не вредно
Академическую судьбу Ричарда не назовешь легкой. Он поступил в колледж неподалеку от родного городка в Калифорнии и изучал там биологию. Родители Ричарда решили, что тот непременно должен выучиться на врача. На самом деле юноша понятия не имел, кем станет, когда вырастет. Лишь один предмет интересовал его больше всего — греческий язык.
Волей судьбы Ричард поступил в колледж Хэмпден. Он покинул солнечную Калифорнию и оказался в холодном Вермонте, где, кажется, совершенно другая жизнь.
Ричард намеревался продолжить погружение в греческий язык. В учебной части ему дали понять, что это невозможно: профессор Джулиан Морроу занимается с пятью студентами и не будет брать новичка.
Ричард все же настоял на встрече с Джулианом Морроу. Профессор поразил студента обширными знаниями и обезоружил своим обаянием. Правда, Ричард все равно получил отказ. Шесть человек в группе — это уже слишком!
Круг Избранных
Ричарду посчастливилось встретить группу Морроу в кафетерии. Пятерка выделялась среди остальных студентов — прекрасные возвышенные существа, живущие в мире классической филологии вдали от бренных людишек с их пустяковыми неурядицами. Ричард подслушал их спор о хитрой грамматической задаче и вмешался, продемонстрировав группе свои знания. Завязался разговор.
Дружелюбный Банни был рад новому знакомому, а вот серьезный Генри отнесся к Ричарду с явным скепсисом. Еще в пятерке был худой рыжеволосый Фрэнсис и близнецы Чарльз и Камилла, похожие на ангелов.
Узнав о случае в кафетерии, Джулиан Морроу решил сделать исключение из правил и принять Ричарда в число своих учеников. Теперь Ричард — один из Избранных.
Богатые друзья
Занятия шли своим чередом. Ричард корпел над учебниками, внимательно слушал лекции Джулиана, заучивал нюансы произношения и, казалось, медленно, но верно становился своим.
Фрэнсис настолько доверился Ричарду, что даже попросил отвести его к врачу, которого до смерти боялся. Новичок выпивал с Чарльзом, медленно завоевывал драгоценное доверие Генри, а Камилла… Ну что тут скажешь, Ричард влюбился в нее с первого взгляда!
Ричард узнавал своих однокашников все ближе и ближе. Оказалось, что все они — отпрыски баснословно богатых семей. Им регулярно высылают внушительные суммы из семейных фондов, а отдыхать ребята предпочитают в фешенебельных отелях за рубежом.
Но эта роскошь так далека от Ричарда! Ему пришлось тщательно скрывать простое происхождение, чтобы сойти за своего. Ричард намекал новым друзьям на связь с кинематографом (он же из Калифорнии, в конце концов!) и утверждал, будто его отец работал в нефтяной отрасли (отчасти это было так: отец Ричарда владел скромной заправочной станцией).
Дело было не только в статусе. Новые друзья обладали всем тем, чего так не хватало Ричарду и чего он так страстно желал. Казалось, что эти пятеро несли в себе истинную красоту. Ричард хотел не просто стать их другом, нет. Он жаждал быть ими.
Но как ни старался Ричард, пятерка все еще скрывала от него какую-то тайну…
Безумные планы
Позже Ричард узнал, что за тайну скрывали его новые друзья: они собирались устроить настоящую вакханалию. Друзья желали выйти за границы сознания и потерять контроль над собой, чтобы приблизиться к божественному.
В качестве места действия выбрали дом за городом, принадлежавший семье Фрэнсиса. Правда, достичь вожделенного состояния оказалось не так просто. К тому же, этот дурачок Банни вечно всё портил!
И вот, когда Банни исключили из группы вакханальцев, им наконец удалось постичь истинную красоту (наверное). Генри, Фрэнсис, Чарльз и Камилла узрели загадочные видения, и, казалось, сам Дионис явился к ним. Ребята наслаждались экстатическим состоянием, пока не случилось нечто ужасное…
Первая смерть
В пылу вакханалии Генри убил фермера, который владел соседними угодьями. Судя по всему, четверка зашла на его участок. Омытые его кровью студенты явились домой, где их застиг Банни. Рассказать ему правду было нельзя, так что четверка соврала, будто они сбили оленя.
О случившемся рассказали по телевизору. Казалось, весь Вермонт был в ужасе: человек умер на собственном участке! Где это видано? Кто мог совершить столь бесчеловечное преступление?
Но наша четверка не страдала от мук совести. Главное, чтобы их не раскрыли, а остальное не важно. Какую ценность несла миру жизнь простого фермера? Как сказал Генри, «не Вольтера же убили»!
Просчет
Цепочка неудачных совпадений привела к тому, что Банни узнал правду о случившемся.
Раньше он без стеснения вымогал деньги однокашников (причем в основном деньги Генри), но теперь у Банни появился новый рычаг давления — его молчание. Некоторое время друзья шли на поводу. Но Банни требовал все больше, а карманы четверки стремительно пустели.
Кое-что ребята понимали совершенно точно: с Банни надо что-то делать…
А что дальше?
С первых страниц романа мы узнаем, что Банни умер. Так что это не спойлер.
Все, что предшествовало его смерти — это обширная экспозиция, которая знакомила нас с персонажами, их характерами и взглядами, с миром, который их окружает. Убийство Банни стало переломным моментом, после которого студенческий роман превратился в американский ответ «Преступлению и наказанию». Чарльз, Камилла, Фрэнсис, Ричард и Генри — всем им предстоит столкнуться с последствиями содеянного.
Пара слов о Банни
У каждого персонажа были причины желать Банни смерти.
Он тянул из друзей деньги, зачастую вел себя непристойно и ставил их в неловкое положение. Даже Ричарду он успел насолить: Банни был единственным однокашником, который нашел нестыковки в элегантной лжи Ричарда и рассказал об этом остальным.
Некоторые читатели называют Банни наиболее приятным персонажем «Тайной истории». Банни дружелюбный, задиристый, «свой в доску», однако, его изуверское поведение вызывало у меня большие вопросы и не давало проникнуться симпатией.
Пара слов о Джулиане
Этот персонаж интересовал меня больше всех из-за мистического флера, который окружал его вплоть до финала «Тайной истории».
Джулиан выглядел моложаво, но уже в 1940-х был взрослым человеком (сюжет романа разворачивается в 1980-х). Он обладает состоянием, но неизвестно, как Джулиан его заполучил. Он на короткой ноге со знаменитостями и сильными мира сего, но где Джулиан с ними познакомился? Кто же он на самом деле? Может, он — божество, спустившееся с небес? Может, он — сам Дионис?
Не так уж трудно слепить из себя богоподобный образ в глазах впечатлительных двадцатилетних студентов, которые всегда были отрешены от мира. Им не хватало жизненного опыта, чтобы подвергнуть сомнению его авторитет. Но осознает ли профессор свою ответственность? Вместо того, чтобы помочь ребятам адаптироваться и найти место в мире, Джулиан лишь усугубил разрыв между ними и обществом. Он построил вокруг учеников невидимую стену и не дал тех знаний, которые действительно помогли бы им в жизни.
То, как Донна Тартт завершила арку Джулиана — выше всяких похвал. Лишь один эпизод в финале и последующий поступок профессора обнажили истинную сущность этого человека.
Что понравилось?
- В «Тайной истории» нет героев и злодеев. Есть лишь люди с их добродетелями и пороками, чувствами и заблуждениями, благородством и злым расчетом.
- «Тайная история» погружает нас в эстетику элитарного сообщества, позволяет ощутить себя среди Избранных. Правда, автор постепенно и без сожалений рушит эту наивную мечту. Мы видим уродливое нутро героев, их отвратительные пороки, что расцвели буйным цветом из-за замкнутости и обособленности.
- В «Тайной истории» много символических снов и видений, которые намекают на ход дальнейших событий. Обычно этот прием раздражает меня, но Донна Тартт использует его так уместно, что не докопаешься. Мне понравилось расшифровывать тайные послания и проверять, какое из предзнаменований я поняла верно.
- Я не могла оторваться от книги и частенько жертвовала сном, чтобы поскорее узнать, что же будет дальше. Внушительный объем книги совершенно не ощущается: она затягивает и не отпускает, а после финала хочется погрузиться в нее снова.
Итог
«Тайная история» — блестящий психологический роман, который погрузит вас в атмосферу элитного учебного заведения, познакомит с живыми и яркими (хоть и неприятными) героями и даст пищу для размышлений. Донна Тартт исследует тему вины, ценности человеческой жизни, опасности замкнутого сообщества и слепого стремления к прекрасному.
Красота редко несет покой и утешение. Напротив. Подлинная красота всегда тревожит.
«Красота требует жертв» — все мы не раз слышали эту фразу. Обычно так говорят о внешности, но в «Тайной истории» ставки кратно выше. Здесь «красота» — это не пустая характеристика. Это цель, состояние, стремление, то, ради чего и жизнь не грех отдать (но все-таки желательно не свою).
В эгоистичном стремлении прикоснуться к прекрасному наши герои жертвуют другими, считая, что цель оправдывает средства. Но так ли это? Действительно ли красота может требовать таких жертв? И что это вообще такое, эта красота?
Универсальных ответов нет. Придется решать самим.
Роман Донны Тартт «Тайная история» прочитан в рамках книжного марафона. Организаторы: Longfello, «Ариаднина нить», «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Запах книг», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать».