Пианино «Элегия» 1980 года выпуска приобрел для меня Дедушка – Александр Иванович – в далеком 1993 году, в почти идеальном состоянии. До меня на нем училась играть мамина двоюродная сестра, но музыкальную школу так и не закончила. В 1994 г. инструмент переехал из Курганской области в Екатеринбург, и стал моим душевным "другом", которым остается по сей день. Звучание у фортепиано мягкое, тонко передающее полутона настроения.
Позже у меня появились гитара и синтезатор, подаренные папой. На гитаре я честно училась играть полгода в 2005 в той же музыкальной школе Екатеринбурга, где начинала свой творческий путь пианиста-любителя. Но струнные у меня "не взлетели". На синтезаторе я периодически импровизирую, к тому же, свои первые эксперименты с ним проводит и моя дочь.
В школе искусств города Когалыма мне повезло учиться на инструментах фирмы «Yamaha» и «Petrof», тембровый окрас которых яркий, полный и длительная продолжительность звучания, что я очень люблю.
Поэтому, бывая на концертах классической, джазовой и рок-музыки, я всегда обращаю внимание на чем играют исполнители, поскольку трепетно отношусь к музыкальным инструментам с историей. Они для меня – произведение Искусства.
Наблюдая это, как-то подумала: вот есть гитара, ей много лет. Создавалась мастерами, знающими свое дело, может быть даже на заказ для конкретного музыканта. Он играет на ней много лет, модифицирует, "допиливает" под себя, и она становится его частью, которой он расскажет себя посредством тонко подобранных нот, становящимися под чувствительными подушечками пальцев тканью мелодии. Сочиненное полотно — это его лучшая часть, это то самое, что вкупе с харизмой исполнителя заставляет слушателя стать поклонником. Поклонником Творчества и Дара.
И так проходят десятки лет. Гитара может быть продана/подарена. Уже другой музыкант будет творить на ней: в купе поезда, в студии, в квартире... Инструмент впитает и этот талант, и эту душу, и этот звук. Будет подстраиваться под Творца, будет капризной с ним, податливой или строптивой, а может быть и благодарной. Всё может быть. Там свои тонкие неповторимые отношения. У этой гитары очень интересная такая жизнь. Она увидит не только разные города, страны, людей, стадионы или темные студии, но и будет болтаться по аэропортам, замерзать и ломаться. Слушать и слышать Творца, которому служит, а тот служит Музыке, в водовороте его личных душевных метаний: от состояния Бога на сцене до состояния боли, лишающей чувств и сбивающей дыхание. И вот это всё сокровенное будет в этой Гитаре.
А потом Творец уходит. Создатель уходит. А гитара будет жить. И служить другому поколению. Помогать творить Наследие. Переживать всё-всё. Запоминать, и пропитываться этой историей, эмоциями и чувствами... Ты будешь ее видеть на сцене у кого-то или на стойке в преддверии концерта и думать, что она может прожить не одну человеческую жизнь... Творение переживет и Создателя и того, для кого она делалась, да и тех, кто слышал ее пульс в песне однажды...
Смертный человек с короткой в общем-то жизнью создает Вечное, почти Вечное. Завораживает...
P/s В мае 2023 года мне посчастливилось играть на салонном рояле 1896 года, принадлежавшем Царской Семье. Инструмент фирмы «J.Becker» (Российская Империя, г. Санкт-Петербург) был преподнесен в дар Австрийским Императором Францем-Иосифом I Государю Императору Николаю II по случаю Его визита в Вену 15-17 августа в 1896 году. Во время ссылки Царской Семьи рояль был перевезен в г. Тобольск.
Реставрировали инструмент долго, порядка 5 лет. Потому что он был в очень тяжелом состоянии. Некоторые клавиши собраны как мозаика. С 16 ноября 2010 года в камерном зале центра «Царский» проходят концерты.
Материалы: дерево, шпон, кость, краска, лак, металл, войлок, клей, литье, столярные и токарные работы, ручная сборка. Подлинник. Реставрация.
Так что мы с Лизой касались клавиш инструмента, в котором жива Душа Российской Империи.
21 апреля 2023/ 9 февраля 2024, г. Екатеринбург
Фотограф: Лиза Погадаева
Событие: SNC - 35 лет. (Центр Стаса Намина), http://www.stasnamincentre.ru/projects
Москва, Зеленый театр, август 2022 г.