Хорошо известно, что одной из ключевых проблем нашего общества является хроническая безотцовщина. Этому явлению посвящены исследования социологов, психологов, историков и православных писателей. К сожалению, тема не нова. Как минимум треть, а то и больше, наших детей растут в неполных семьях, видя отца лишь по праздникам или не видя вовсе. А многие, в силу понятных обстоятельств, стали сиротами сегодня, в дни СВО…
Однако так было не всегда. Зная историю своей семьи, могу сказать точно – первым по-настоящему безотцовским поколением стали те, кого лишила папы Великая Отечественная. Только по официальной статистике страна потеряла порядка двадцати миллионов мужчин, соответственно, выросло целое поколение юношей и девушек, не видевших или забывших своих родителей.
Многовековой опыт воспитания, передачи привычек и традиций, особенностей мировоззрения был прерван. Хорошо, если это могли восполнить деды. Но многих из них «вырубили» или надломили Гражданская война, репрессии 30-х годов, лагеря, «стройки социализма». В результате уже к 60–70-м годам ХХ века сложилось устойчиво перекошенное развитие семей по схеме матриархата.
Прошу прощения, если кого-то это заденет, но первым Господь создал мужчину как главу рода. И жену дал ему в помощь, а не для руководства. В нашей же семейной практике, не будем лукавить, чаще всего правят женщины – мамы, тещи да бабушки. Вследствие этого крайне редкие проявления мужского характера воспринимаются чуть ли не как бунт против сложившихся традиций.
Но, повторюсь, так было не всегда. В патриархальной Руси на первое место ставили веру в Бога. А в семейном и бытовом плане помогал разобраться Домострой – свод правил устройства быта, где главным был старший в роду мужчина.
Вот только роль этого мужчины сегодня играют другие. Ведь что такое показанный в сериале «Слово пацана» казанский феномен, как не сплошная тотальная безотцовщина, где место родного отца занял пахан-уголовник? Ничего нового – свято место пусто не бывает.
Кстати, есть один замечательный фильм, который об этом очень хорошо повествует. Картина «Вор» Павла Чухрая, где роль погибшего на фронте отца занимает уголовник. И мальчик всю жизнь мечтает о том, чтобы встретить своего отца, но становится при этом не преступником, а офицером, настоящим «батей» для своих солдат. И в этом надежда на то, что возвращение к традиции, где отец – глава семьи, а ему глава Бог, – вполне возможно. Просто для этого надо все вновь поставить на свои места и вернуться к той модели мироустройства, которой веками придерживались наши деды.
© Роман Котов
Издательство «Вольный Странник»