Найти тему
Клиника доктора Шурова

Подростковый кризис: цели и этапы. Что происходит с ребенком на самом деле — объясняет психотерапевт

«Да что с ним не так?», «Как себя с ним вести?», «Он так изменился!»… Для родителей подростковый возраст — это кризис воспитания: приходится заново узнавать своего ребенка, адаптироваться к изменениям его личности, находить новые подходы к общению. Но и для ребенка это тоже кризис — он меняется и на физическом, и на психоэмоциональном уровне, и не понимает, что с ним происходит. На фоне всех этих проблем в семье часто возникают конфликты. Но их может стать меньше, если родители будут воспринимать этот период тем, чем он и является: переходом. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, что происходит с ребенком в переходном возрасте, какие этапы он проходит — и зачем они ему нужны.

Что такое переходный возраст? Причины изменений

Подростковый возраст — долгий период примерно от 11 до 18 лет (у каждого ребенка точные сроки индивидуальны). Это критически важный этап, когда ребенок постепенно выходит из детства и становится взрослой личностью.

А «спусковым крючком» кризиса служат физиологические изменения:

  • запускается выработка половых гормонов;
  • на фоне гормональных изменений трансформируется внешний вид, голос, строение тела, формируются вторичные половые признаки;
  • изменяется работа внутренних органов — головного мозга, сердца, легких.

Все эти изменения влияют на физическое и эмоциональное состояние подростка, запускают процесс психологической трансформации.

Этапы подросткового кризиса — и зачем они нужны?

Со стороны может показаться, что подростковый период хаотичен: мы видим нервное поведение ребенка, постоянные перепады настроения, нелогичные и порой опасные действия. Но на самом деле за всеми этими сумбурными внешними проявлениями можно проследить довольно четкую схему — подростковый кризис протекает в несколько ключевых этапов. Мы рассмотрим каждый этап с точки зрения его цели: что дают ребенку эти изменения.

10-12 лет: принятие изменений и начало сепарации от родителей

Это своеобразная «подготовительная» стадия. На ней ребенок сталкивается с двумя серьезными вызовами.

Принятие нового тела

На фоне выработки половых гормонов ребенок физически меняется: черты лица, голос, строение тела. При этом изменения происходят постепенно, но достаточно быстро: тело постоянно растет и трансформируется.

-2

Поэтому подросток вынужден постоянно адаптироваться к «новому себе» — и на физическом, и на психологическом уровне.

Нарушается координация движений: нужно учиться управлять «новым» телом, и к этому добавляются переживания о своей неуклюжести.

Нарушается работа мозга: каждую секунду у подростка исчезают около 30 тыс. синапсов мозга (контактов между нервными клетками), и на их месте формируются новые. На этом фоне может нарушаться память и концентрация внимания, поэтому ребенок может испытывать трудности с учебой и стыдиться повышенной рассеянности.

Меняется отношение окружающих: на изменения во внешнем виде обращают внимание родственники, друзья, одноклассники, учителя. Ребенок сталкивается с повышенным интересом к тому, что пугает и раздражает его самого, может терпеть насмешки окружающих.

-3

Начало сепарации от родителей

Ребенок начинает ощущать потребность отдалиться от родителей: ему нужно осознавать нового себя, свою роль и цели в этом мире.

На этом этапе подросток подвергает сомнениям авторитет близких родственников и пересматривает отношение к ним, пытается нащупать свое собственное «Я» и его границы. Поэтому личные потребности и желания выходят на первый план, становятся более яркими и значимыми.

12–14 лет: индивидуализация и сепарация через агрессию

Главная цель ребенка на этом этапе — ответить на вопрос «Кто\какой я?». Подросток сталкивается с новыми вызовами.

Изменения настроения и трудности с самоконтролем

Именно в этом возрасте у ребенка происходит особенно интенсивный всплеск половых гормонов, и это влияет на его эмоциональный фон. Ребенок сталкивается с постоянными перепадами настроения, не может полноценно контролировать себя — и это его тревожит, пугает. Поэтому он становится более раздражительным и даже агрессивным.

Более того, стрессоустойчивость ребенка снижается, потому что собственный мозг «работает против него», и это связано не только с половыми гормонами.

Взрослым и детям со стрессом помогает справляться гормон аллопрегнанолон (ТНР). Когда мы нервничаем, это вещество повышает активность системы ГАМК — гамма-аминомасляной кислоты, главного «тормозного» нейромедиатора мозга. Поэтому мы быстрее успокаиваемся и лучше себя контролируем.

Но исследования показывают, что у подростков ТНР работает совсем наоборот. В мозге появляются дополнительные рецепторы, с которыми связывается ТНР, и эффект у них противоположный: вместо успокоения они усиливают негативные эмоции (грусть, тревогу, раздражение, злость).

Окружающие часто обвиняют подростка в излишней драматичности, повышенной эмоциональности, неадекватном реагировании на «пустяковые» проблемы. Но он ничего не может с этим поделать. Чтобы угодить родителям, он может лишь старательно подавлять и накапливать негативные эмоции — а это чревато их выплеском в самые неподходящие моменты.
-4

Подростковый бунт

Подросток продолжает отдаляться от родителей. Он глубоко уходит в самоизучение, и этому способствует обострившаяся эмоциональность. Отсюда повышенный интерес к искусству: книги, фильмы, сериалы и музыка помогают разобраться в новых чувствах.

Но при этом подросток прощупывает личные границы окружающих, чтобы выделить собственное «Я» и понять новые возможности. И в этом ему отчасти помогает повышенная агрессивность: так проще настроить и удержать дистанцию, получить повод для символичного «отрыва» от родителей.

На этом этапе ребенок особенно остро критикует родительский авторитет, примеряет на себя незнакомую роль «взрослого», и делает это при помощи весьма болезненных для родителей инструментов: перестает слушаться, атакует любые требования, объявляет бойкот.

Характерно и символическое «убийство» родительского образа: подросток удаляет родных из контактов и списков друзей в социальных сетях, при встрече в общественном месте избегает контакта с родителями, особенно остро реагирует на проявления поддержки и заботы.
-5

Но если подросток чувствует, что родители не замечают и не признают изменения в его личности, он может перейти к более откровенному бунту, начинает использовать явные и опасные «атрибуты взрослости»: уходит из дома, совершает антисоциальные поступки, пробует сигареты, алкоголь или другие наркотики.

Отложенный бунт

Несмотря на внешнюю агрессивность, подросток все еще эмоционально зависит от родителей. Ему самому страшно и тревожно, он чувствует себя беспомощным. Поэтому демонстративный бунт может сменяться эпизодическим возвратом к более раннему возрасту. Подросток пробует сближаться с родителями, ищет у них поддержку и принятие.

И это критически значимый момент. На фоне страхов и неуверенности ребенок может отказаться от дальнейшей сепарации — особенно, если воспитывается строгими и гиперопекающими родителями. Он начинает подстраиваться под их волю, не подвергает авторитет сомнениям, не идет на конфликт и никак не проявляет свое «Я» — становится «послушным и удобным» ребенком.

В этом случае родителям кажется, что им повезло, и «подростковый бунт» обошел их стороной.

А наш ребенок такой мудрый и спокойный, он уже развит не по годам!

Но затягивание сепарации очень опасно для полноценного развития личности и может стать причиной будущих проблем.

Отсроченный кризис. Ребенок снова возвращается к теме сепарации уже в 17–18 лет или позже. В норме к этому времени он уже должен решать более серьезные задачи, вооружившись пониманием своего «Я» и умением контролировать его проявления. Но вместо того, чтобы концентрироваться на учебе и социализации, строить планы на будущее, подросток начинает «бунтовать».

И это опасно, потому что он уже достигает возраста совершеннолетия и имеет больше возможностей для «бунтарства»: покупка сигарет и алкоголя, личный заработок на наркотики, беспорядочные половые связи и т. д.
-6

Взрослый инфантилизм. Возможна и ситуация, когда ребенок полностью отказывается от сепарации и «застревает» на более раннем уровне психологического развития. Он не перечит родителям, выполняет все их указания, советуется по любому поводу и боится принимать самостоятельные решения, не может строить собственную жизнь.

14–17 лет: социализация и поиск себя через других

Ключевая задача подростка на этом этапе: найти свою роль за пределами семьи.

На этом этапе подросток нуждается в чувстве принадлежности: он ищет группу единомышленников, которые его примут, хочет стать частью чего-то большего, чем он сам. Через социальную группу подросток познает себя, формирует свои интересы, жизненные ценности и приоритеты.

Отсюда острая потребность в «своей компании», интерес к субкультурным движениям, поиск кумиров и вступление в фан-базы.
-7

Для этого этапа характерно познание себя не только через группы, но и через близость с отдельными людьми.

Так подросток сталкивается с первой влюбленностью: находит партнера, который его «отражает», помогает понять свои потребности, желания, ценности. При этом на объекте любви сосредоточивается все внимание ребенка: это весь его мир, и он хочет «владеть им» безраздельно.

Отсюда повышенная чувствительность и ревность, ощущение «краха вселенной» при разрыве.

17–21 год: полноценное принятие себя и социальная интеграция

Если подросток сумел выполнить задачи предыдущих этапов, в период 17–21 года внутренние вопросы сменяются утверждениями: «Вот кто я! Вот с кем я! Вот куда я иду!»

Подросток начинает вести себя более спокойно и зрело. Он уже имеет представление о себе как об отдельной личности, чувствует принадлежность к определенному кругу людей и интересов, осознает свои потребности и желания, формирует жизненные приоритеты и цели.

Это завершающая часть кризиса, но и у нее есть свои задачи. Подросток сталкивается с новым вызовом — преодолеть страхи и сомнения о будущем.

И на этом этапе ему нужна поддержка. Если сепарация от родителей проходила успешно, подросток может с ними сблизиться уже в позиции «почти взрослого» и удовлетворить свою потребность.

-8

Но если родители все еще не принимают взросление своего ребенка, или на этапе подросткового бунта отношения серьезно пострадали, подростку будет тяжело получить поддержку.

Конфликт приближения–отдаления. В этом случае ребенок хочет близости и тянется к родителям за поддержкой, но не получает чувства принятия и базового уважения — и отдаляется вновь. Такой исход чреват холодными и проблемными взаимоотношениями в будущем.

Выбор авторитета «со стороны». Если ребенок не получает на этом этапе поддержку от родителей, он ищет себе другую «опорную фигуру». Ею может стать учитель, тренер, наставник, более старший друг. Но есть и риск того, что «авторитетом» станет корыстный манипулятивный человек, абьюзивный партнер.

А как проходил ваш переходный возраст? Или подростковый кризис вашего ребенка? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вы чувствуете, что вашему ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, или испытываете трудности во взаимоотношениях с ним — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг:

  • Консультации детских и взрослых психологов, психотерапевтов и психиатров — в клинике и на дому;
  • Индивидуальная, детская и семейная психотерапия;
  • Медикаментозная терапия;
  • Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!