Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 15 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1717 год. В России выходит книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»
Это было пособие по воспитанию дворянских детей, составленное сподвижниками Петра I по его указанию. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 г. книга была выпущена еще дважды и потом неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX века. Между тем буквально все содержащиеся в ней наставления и сегодня годятся в качестве отличной рекомендации молодым людям, вступающим в жизнь: «Не презирай старых и увечных людей»; «не учись, как бы тебе людей обманывать»; «будь правдив во всех делах, ибо нет злее порока в отроке, чем ложь, а от лжи рождается кража, а от кражи приходит веревка на шею»; «ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того, а буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать» и т. д.
Была в «воспитующей» книге и такая рекомендация: «Повеся голову и потупя глаза на улице не ходить и на людей косо не заглядывать, в сапогах не танцевать, в обществе в круг не плевать, а на сторону, в комнате или Церкви в платок громко не сморкаться и не чихать, перстом носа не чистить, губ рукой не вытирать, за столом на стол не опираться, руками по столу не колобродить, ногами не мотать, перстов не облизывать, костей не грызть, ножом зубов не чистить, головы не чесать над пищей, как свинья, не чавкать, не проглотя куска, не говорить».
Предназначенный для самообразовательного чтения, этот учебник по этикету стал основой воспитания для многих будущих видных российских государственных деятелей, ученых и писателей.
1944 год. В канцелярию Сталина поступает письмо Еврейского антифашистского комитета с предложением создать в Крыму Еврейскую советскую социалистическую республику
Руководители ЕАК, общественной организации, образованной в 1942 г. при Совинформе из представителей советской еврейской интеллигенции, не были уверены, что их «Записка о Крыме» будет доложена вождю, а потому подготовили аналогичную на имя наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. Записка наркому была передана через его супругу Полину Жемчужину, принимавшую в деятельности ЕАК самое активное участие.
«С целью нормализации экономического роста и развития еврейской советской культуры, с целью максимальной мобилизации всех сил еврейского населения на благо советской родины, с целью полного уравнения положения еврейских масс среди братских народов, мы считаем своевременной и целесообразной, в порядке решения послевоенных проблем, постановку вопроса о создании Еврейской Советской Социалистической Республики…», – говорилось в записке. Создать такую республику предлагалось не где-нибудь в отдаленных местах России, не на Дальнем Востоке, где советская власть выделяла территорию для приобщения евреев к сельскохозяйственной деятельности, а именно в Крыму, который в ЕАК посчитали «наиболее подходящей областью».
Видимо, в ЕАК не сомневались в благоприятной судьбе своего проекта, так как еще за год до этого, будучи в США, лидеры организации вели переговоры с тамошними еврейскими организациями о Крыме как о будущем «пристанище для евреев всей Европы». И уже тогда речь шла о том, чтобы вместо дальневосточной Еврейской автономной области (Биробиджана) создать полноценную Еврейскую Советскую Социалистическую Республику, входящую в СССР наряду с другими союзными республиками. По утверждению доктора исторических наук Геннадия Костырченко, представители ЕАК, «прибыв летом 1943 г. в США, располагали санкцией Молотова на ведение переговоров с американскими сионистами о материальной поддержке еврейского переселения в Крым после изгнания оттуда нацистов». Дело дошло до того, что с американскими партнерами даже обсуждалась кандидатура главы проектируемой республики – называлась фамилия председателя ЕАК, главного режиссера Московского государственного еврейского театра Соломона Михоэлса.
Бестактность этого проекта покоробила даже тех, кто ни в коей мере не был склонен к антисемитизму. К тому времени еще не вся территория Крымской области, входившей тогда в состав РСФСР, была освобождена от немецко-фашистских оккупантов (Севастополь был взят лишь 9 мая). Непродуманные поступки и речи руководителей ЕАК, особенно произнесенные за рубежом, стали поводом для репрессий, обрушившихся на них через несколько лет.
На последнем при жизни Сталина Пленуме ЦК КПСС в октябре 1952 г. Иосиф Виссарионович говорил: «Молотов — преданный нашему делу человек. Позови, и, я не сомневаюсь, он, не колеблясь, отдаст жизнь за партию. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков… Чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям? Это грубая политическая ошибка товарища Молотова… На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? У нас есть еврейская автономия. Разве этого недостаточно? Пусть развивается эта республика. А товарищу Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских претензий на наш Советский Крым».
1947 год. Выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР «О запрещении браков с иностранцами»
Официально запрет объяснялся заботой о советских женщинах. «Женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации», – говорилось в документе.
В реальности один из самых бесчеловечных указов советской эпохи, убедительно подтвердивший существование «железного занавеса», упомянутого Черчиллем в 1946 г., принес неимоверные страдания сотням мужчин и женщин – как в Советском Союзе, так и в других странах. Он был рожден логикой того времени. Ссылки на «временные трудности», связанные с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, спустя два года после Победы уже не имели прежней магической силы. Не дожидаясь накопления критической массы недовольства среди населения, власть переключила энергию общества на поиски очередных врагов – внутренних и особенно внешних. Это было время нарастания разоблачительной критики Запада. Советская печать заполнилась статьями, которые раскрывали перед читателями антисоветскую направленность «доктрины Трумэна», экспансионистскую сущность «плана Маршалла».
Многие советские граждане, пытавшиеся соединить свои судьбы с иностранцами, были отправлены в лагеря еще до издания указа. Была, например, арестована и много лет провела за решеткой известнейшая киноактриса Зоя Федорова, посмевшая связаться (тогда с презрением говорили «спутаться») с американским морским офицером и родить от него дочь Викторию.
После смерти Сталина запрет негласно был отменен, но именно что негласно: множество препятствий на пути брачующихся с иностранцами сохранялось. Если же подобный брак при наличии большого упорства влюбленных все же заключался, то неизменно ложился тенью на советского человека.
Окончательно запрет на браки с иностранцами был снят в 1969 г., когда приняли новый «Кодекс о браке и семье». Правда, чтобы вступить в такой союз, требовалось выдержать немалую бюрократическую волокиту. Сама же регистрация осуществлялась только в крупных городах и только в определенных ЗАГСах.
Наиболее распространены браки с иностранцами были в среде творческой интеллигенции. Певец Владимир Высоцкий и французская актриса Марина Влади, режиссер Юрий Любимов и венгерская журналистка Каталина Кунц, поэт Евгений Евтушенко и британская переводчица Джен Батлер, кинорежиссер Андрей Кончаловский и француженка востоковед Вивиан Годе… В 1970-х годах в СССР было заключено несколько тысяч международных браков.
1957 год. Министром иностранных дел СССР назначается Андрей Громыко
Фото sputnik.by
48-летний выходец из Беларуси стал первым в советской истории карьерным, то есть профессиональным дипломатом, занявшим этот пост. Все предшественники Громыко — Троцкий, Чичерин, Литвинов, Молотов, Вышинский, Шепилов — были «профессиональными партработниками», но отнюдь не дипломатами. Хотя высокообразованные люди (Чичерин) и интеллектуалы (Литвинов) были и среди них.
За несговорчивость и бескомпромиссность в отстаивании позиций своей страны западные политики и журналисты звали Громыко «мистер Нет». Даже среди тех, кто не любил Советский Союз, многие считали его дипломатом номер один в мире. Лондонская газета «Таймс» в сентябре 1981 г. писала: «Возможно, Андрей Громыко является самым информированным министром иностранных дел в мире».
Благодаря Громыко у внешней политики СССР появилось новое лицо — интеллигентного, грамотного человека, созидателя, ученого. Рассказы западной пропаганды о «кровавых комиссарах» стали выглядеть нелепо.
Громыко занимал пост министра более 28 лет! В российской истории его превзошел только граф Карл Нессельроде, управлявший МИДом 44 года (ну так когда это было), а в советской истории – никто.
1989 год. Завершается вывод советских войск из Афганистана
Фото РИА Новости
В апреле 1988 г. между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США были подписаны Женевские соглашения. В соответствии с документом в период с 15 мая 1988 г. по 15 февраля 1989 г. из Афганистана должны были быть выведены советские войска, а США и Пакистан обязывались прекратить поддержку повстанцев.
В полном соответствии с договоренностями 15 февраля последние подразделения 40-й армии под командованием генерала Бориса Громова покинули страну, где навсегда остались лежать, по официальным данным, более 15 тыс. советских солдат и офицеров.
Так для СССР завершалась десятилетняя афганская эпопея, ставшая тяжелым испытанием и для отечественной армии, и для экономики страны. Республиканский режим Мохаммада Наджибуллы, посчитавшего уход союзников актом предательства, окажется под угрозой без советской поддержки, а когда образовавшаяся на руинах СССР Россия прекратит еще и поставки вооружения, — окончательно падет. Афганистан погрузится в еще больший хаос, чем прежде. Но простые советские воины, проходя в составе своих подразделений по пограничному мосту через Амударью, не думали о сложных геополитических раскладах, а просто радовались тому, что война для них закончилась, они возвращаются домой и скоро смогут обнять своих родных и близких.
«Конечно же, для наших солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров возвращение на Родину стало настоящим праздником, — вспоминал начальник войск Среднеазиатского пограничного округа КГБ генерал-лейтенант Иван Коробейников. — В свежевыстиранном обмундировании, с подшитыми подворотничками, развернутыми полотнищами, на которых были написаны наименования подразделений, наши воины эффектно смотрелись при пересечении границы. На бортах боевых машин были надписи: «Я вернулся, мама!». На всех направлениях были развернуты пункты санитарной обработки, все с удовольствием помылись после дороги, продезинфицировали обмундирование, привели в порядок боевую технику и вооружение. Почти по всей границе обоняние солдат дразнил запах вкуснейшего туркменского, узбекского и таджикского плова… После обильных обеда и ужина мотоманевренные группы приняли походный порядок и совершили марш в заранее подготовленные районы базирования вдоль государственной границы с Афганистаном».
Воины-афганцы еще не знали, что в стране большой перестройки их ждет пренебрежительное «Мы вас туда не посылали». Что мир для многих их них будет недолгим. Что новые войны будут ждать их в Абхазии, Осетии, Приднестровье, Карабахе, Чечне. И там герои-афганцы уже будут по разные стороны фронта.
Смотрите также: