Перед началом погружения в сутру, в нашем случае перед поиском смыкания вдоха и выдоха, необходимо перейти от думания к чувствованию, активировать иное восприятие. Способ перехода зависит от состояния группы перед практикой. Иногда нужно удерживать физическое напряжение до естестенного спонтанного расслабления, иногда дышать через нос и рот одновременно, а иногда что-то совсем другое.
Несколько недель назад я планировала открыть практику дыхательной разминкой, но когда мы рассказывали друг другу как прошла неделя, я ощутила много подогретой энергии недовольства и неудовлетворенности. Сидеть в созерцательной практике с этой энергией в теле было бы сложно, поэтому я включила соответствующую музыку и предложила ребятам на 10 минут сойти с ума.
После практики сутры необходимо корректно завершить ее так, чтобы практикующий имел опыт контакта c реальностью, находясь в измененном состоянии сознания, которое возникает во время практики.
Обучение стало ответом и на другой запрос — мне хотелось обладать достаточной лексикой ведущего, чтобы в общении с человеком или группой создавать медитацию, соответствующую уникальности момента.
К слову, последние недели так и происходит: за три-пять часов до начала сессии, либо в самом начале возникает внезапное понимание какой будет практика, из чего она будет состоять и куда вести.
Вернемся к разнице между майндфулнес и тантрой.
Вероятно в данный момент я ответила бы так:
MBSR дает возможность научиться, во-первых, осознавать первичный опыт, ведь большая его часть ускользает или искажается, во-вторых, принимать все, что поступает через органы чувств и как это обрабатывается, в-третьих, откликаться на жизнь из этого состояния осознанности и принятия, оставаясь в контакте с собой и потоком жизни.
Майндфулнес предлагает направить внимание на то, что происходит и наблюдать из вопроса «как?», а не «почему?» — опыт, который сложно получить через ум, через знание того, что нужно осознавать и с состраданием принимать, майндфулнес не умозаключение, а осознавание и принятие, которое расцветает только в настоящем.
Непринятие происходящего таким как есть — это автоматическая реакция, которая является источником существования идеального, воображаемого мира. Когда воображаемый мир отдаляется, человек проживает кризис, когда воображаемый мир кажется близким и достижимым, человек становится одержимым.
Возможно это и породило мифы о голодных призраках или легенды о высших и низших мирах.
Выбор объектов восприятия происходит безвыборно — мы замечаем детали гармоничные нашему восприятию и фокусу внимания.
Накопленные детали, встречаясь с контекстом, встраиваются в него, подтверждая и подпитывая саму матрицу восприятия, которая стимулирует на действия, воспроизводя идеи о себе же самой.
Этот механизм может стать как мудростью, так и источником глубочайшей депрессии. Ведь если мы живем в двух параллельных мирах, то можем видеть лишь детали, которые образуют мосты между реальностями и укрепляют королевство кривых зеркал.
Тантра предлагает выйти за пределы думания и наблюдения, стать тотально тем, что есть и быть одновременно центрированным (...везде и нигде).
Это не осознаваемое наблюдение майндфулнес, в которой нет действия, поэтому и нет деятеля, это некое действие, которое нужно совершать ради результата.
Два инструментра словно разные ключи, которые подходят разным замкам, хотя оба замка открывают одну дверь.