Журналисты из Ульяновска посетили расположение подразделения «Медведей» на одном из участков на линии соприкосновения с противником.
В сентябре 2022 года, напомним, Ульяновская область выставила для защиты Отечества мотострелковый полк, сформированный из числа призванных по мобилизации. «Медведи» - их назвали так по позывному командира.
Комендантский час и необходимость объезжать линию боевого соприкосновения по взморью - все это приводит к тому, что дорога на самую южную оконечность фронта от Ульяновска занимает несколько дней. Едем мимо взорванных мостов и прифронтовых сел, через Мариуполь и Мелитополь.
Едем к своим - тем, кто больше года держит фронт на Херсонском направлении: им выпало охранять от противника Днепр.
Шеврон подразделения
Чтобы дети спали спокойно
Пункт постоянной дислокации полка разбросан на несколько километров; в сосновом лесу то тут, то там - замаскированные блиндажи, отдельные небольшие лагеря рот и батальонов, между которыми - километры сосновой посадки. То есть полк размещен не в каком-то одном укрепленном лагере; он занимает целый лес, акцент - на маскировке.
К выдвижению на позиции бойцы готовы в любой момент
Сами полевые лагеря снимать снаружи запрещено категорически: противник научился с помощью специальных программ определять по видео место расположения бойцов и наносить удары. А вот под землей снимать можно - именно в блиндажах, зачастую соединенных подземными же переходами, находятся кухни и столовые, бани и комнаты отдыха. Нас разместили в роте материально-технического обеспечения.
- Поскольку идут активные боевые действия на нашем направлении, в нашем расположении будут размещаться раненые. Здесь у них будет возможность перезагрузиться, отдохнуть физически и морально, - рассказывает старшина с позывным «Дикий».
Боец мотострелкового батальона
Его экскурсия по расположению изобилует подробностями быта военных в то время, когда они не выполняют боевых задач.
- Строго-настрого запрещено употребление местной воды, - предостерегает нас «Дикий». - Воду нам привозят бутилированную. Все продукты только свои. До нас доводили информацию, что были случаи отравления той же водой, мясом и так далее. Умышленно травят продукты.
Могучего дома ждут пятеро детей
В офицерской столовой сейчас трудится «Могучий» - он тут недавно, до этого был обычным стрелком и успел понюхать пороха на передовой. Дома его ждут пятеро детей. Когда пришла повестка, он явился в военкомат, несмотря на возможность оспорить призыв.
- Самому младшему сыну 4 года. Самому старшему - 15 лет, - рассказывает мобилизованный. - Ну, я не стал бегать. Зачем бегать? Раз призвала Родина - значит надо. В отпуск приезжаешь - мальчишкам маленьким покупаешь машинки, старшим - уже посерьезнее игрушки. Ну а девочке - куклу. Супруге - всегда цветы. Я ей так объяснил: это нужно, чтобы все дети спали спокойно.
Враги и союзники
На фронте главное - не лениться: рыть окопы, таскать в них бревна, обустраивать быт. Командир полка Павел Ермаков рассказывал, что многие его бойцы превратили свои блиндажи практически в квартиры. В расположении есть даже комната отдыха с телевизором и музыкальным центром, с караоке.
- Золотое правило, которое поможет сохранить жизнь, - соблюдать чистоту. Если «птичка» спускается достаточно низко, то она неплохо «видит» белые окурки на черной земле, чайные пакетики или жестянки из-под консервов. И тогда противник начинает утюжить позиции, даже хорошо замаскированные, - предупреждает старшина.
Сейчас зенитчики работают в основном по дронам
У этого подразделения есть и своя гордость - баня с парилкой и душем, попасть сюда можно из столовой по подземному переходу.
- Чистый солдат - здоровый солдат, - объясняет «Дикий». - Грязный солдат - больной солдат. Стиральные машинки тоже имеются, они были приобретены по гуманитарной линии. Парилка у нас может разместить 8 человек. По уставу, помывка военнослужащих производится не реже одного раза в неделю с обязательной одновременной сменой комплекта нательного белья.
Так выглядит кухня одного из батальонов
И столовую, и блиндажи, и даже боевые позиции постоянно атакуют мыши - они, со слов бойцов, едят абсолютно все - даже монтажную пену, провода и покрышки. И столовая, и другие помещения обрабатываются от грызунов да и от насекомых. Муравьи, как говорит «Дикий», - это тоже союзники противника.
Старшина Дикий и один из мышеловов полка
Но есть союзники и у нас - собаки и кошки. Солдаты покупают им корма и шампуни, обрабатывают от паразитов. Задача кошек вполне боевая: перекушенный провод связи может серьезно навредить подразделению. А еще кошки помогают бойцам расслабиться, а кому-то - и вспомнить дом.
Охотники на дроны
От расположения роты материально-технического обеспечения отправляемся в мотострелковый батальон - в нем тоже служат только ульяновские мобилизованные. На вопрос об обстановке бойцы отвечают по-военному аккуратно, без подробностей: «Все стабильно».
Жгуты в зоне СВО как правило используют ребристые - они надежнее, в отличие от тех, что были с нами (на фото)
При этом наши бойцы о технических возможностях противника говорят, что на той стороне тоже грамотные специалисты. Ведь в Штатах, которые вместе с другими странами Запада спонсируют киевский режим, первые коптеры появились больше двадцати лет назад.
Бойцы с позывными «Мастер» и «Пумба» служат зенитчиками - вообще их орудие задумано работать по авиации противника, но сейчас основные боевые цели - дроны. Когда наступает время «Ч», именно эти два человека будут обстреливать вражеские беспилотники. Признаются, что уже сбились считать, сколько «птичек» у каждого на счету.
Даже в зоне боевых действий некоторые бойцы продолжают заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в форме
- У нас, в принципе, машина всегда готова. То есть по первой команде сразу выезжаем на выполнение задачи, - говорит «Мастер». - Выезжаем несколько раз в месяц. Работаем в основном именно по дронам.
Электрик - замполит одной из мотострелковых рот
Защищаем своё, родное!
Пока мы беседуем с бойцами, на кухне батальона кипит работа. Кашеварит Александр с октября прошлого года - на «гражданке» поваром не был, зато прошел соответствующую «учебку».
- Даже здесь, у кухни, может произойти все что угодно, загадывать лучше не стоит, нужно жить настоящим моментом, - философски замечает он. И добавил, что уже ничего не боится: «А чего бояться? Если мы уже здесь, чего бояться-то теперь?»
Александр готовит и на нас - по всему расположению разносится запах борща и гречневой каши.
В ожидании обеда беседуем с зенитчиком с позывным «Кузнец». Спрашиваем напрямую, за что он пошел сражаться. Мобилизованный признается: когда пришла повестка, родные и близкие переживали. Ведь все понимают, что это опасно. Но он не мог поступить иначе, потому что дед его прошел Великую Отечественную войну, отец тоже воевал.
Зенитчик Пумба в зоне СВО скучает по семье, друзьям, любимым местам и рыбалке
Нередко мужчины, особенно молодые, романтизируют войну. Им хочется оказаться на поле боя, почувствовать себя героями. Но все это до первого прилета, убеждены наши «Медведи».
- Это раньше были стрелковые бои, а сейчас идет война технологий: боевые дроны и ракеты, которые бьют с точностью до сантиметра, - поддерживает разговор старшина мотострелкового батальона с позывным «Старый». - Недавно бабушка местная подошла и спросила, верующий ли я. «А как же так вы можете убивать людей, если в Библии сказано, что нельзя убивать?» Я ответил ей: «Вы знаете, что такое святое воинство? Это когда ты воюешь не потому, что тебе нравится убивать, а потому, что ты защищаешь свое, родное!» Мы воюем за свою землю! Киевская Русь была всегда. Не Украина. Стол был здесь княжеский…
Старый родился и вырос под флагом СССР - и здесь, в зоне боевых действий, он гордится им
От пункта постоянной дислокации мы отправляемся на передовые позиции: о них и о боевых подвигах наших «Медведей» «Народная газета» расскажет в следующем номере.
Один из наблюдательных постов полка - противник всего в нескольких километрах отсюда