В ходе мероприятий ПМЭФ-2023, наш президент обозначил новую, на мой взгляд, ключевую цель развития страны – достижение состояния суверенной экономики. И, как мне кажется, объективная причина невозможности благополучного разрешения этой сверхзадачи – это сумма субъективных факторов. Тем более, что народная молва уже сложила свое мнение об итогах подъема "неподъемных" грузов. Когда определенная цель не имеет ни средств для ее достижения, ни достаточной мотивации тех, кто должен воплощать такое целеполагающее повеление. И обо всем этом я расскажу по порядку.
Суть в том, что в народе есть много премудростей, которые описывают опыт деятельности рисковых предприятий. Кто не рискует, тот спокойно живет без риска. То есть, самый большой риск в бизнесе – это риск оказаться без синицы в руке, погнавшись за журавлем в небе. Поэтому у придорожного кафе или маленького семейного магазина, которые ведут дела в районе, гораздо больше рисков, чем у крупных российских предпринимателей, таких как Дерипаска, Потанин или Прохоров.
Призывать представителей крупного российского бизнеса к переменам, агитировать их к участию в новых рисковых проектах, связанных с появлением новых предприятий, – это, как вы понимаете, не самая лучшая идея. Кот в мешке для наших предков – даже для кота Шредингера большая загадка. И для Чеширского кота – жизненный ориентир.
К тому же, для руководителей крупных госкомпаний любые перемены в их деятельности – это лишние хлопоты. Вознаграждение топ-менеджеров крупных госкомпаний не зависит от результатов их деятельности. Например, оплата работы главы Газпрома господина Миллера, никак не зависит от производственно-финансовых показателей деятельности компании. Алексей Борисович – на контракте, и будет стоить Газпром столько, сколько обещал, – триллион долларов, не будет стоить – нисколько, председателю Газпрома без разницы. И дальше – больше.
В экономических кругах часто используется понятие «банановая республика». Которое означает, что страна продает бананы и на вырученные средства закупает все необходимые товары. И зачем предпринимателям такого государства, как уже было сказано, рисковать и гнаться за экономикой, которая производит все виды продукции?
Вы правы. Наша Конституция была создана во времена, когда многие искренне верили в западные ценности, которые могли бы подойти для нашей страны. И, казалось бы, все должно было быть хорошо, как это было задумано Гайдаром и его командой. Однако, такая экономика может эффективно развиваться только в условиях открытого мира. В условиях открытого международного сообщества, без экономических границ и в свободных рыночных условиях. Когда и где политики и государства не вмешиваются в рыночные капиталистические бизнес-отношения.
Но сегодня в нашей стране, крупный бизнес и государственные компании связаны с Востоком и Западом, и не всегда ориентированы на внутренний рынок. Поэтому сама идея, предложенная Владимиром Владимировичем, в принципе нереализуема.
Потому что суверенная экономика - это концентрированное выражение суверенной политики государства. Являясь государственной идеологией, которая определена в разделе "экономическая система" в Конституции суверенной страны. Как один из вариантов, возникший на фундаменте предыдущего опыта государственного строительства.
Например, как в Конституции СССР-1936 года, где суверенное народное хозяйство, ориентированное на внутренний рынок и сцепку индустрии и агропромышленного комплекса, определено основополагающей (системообразующей) конституционной базой.
Если говорить неформально, то Основной закон СССР-1936 года ясно определяет тот факт, что суверенная экономическая система является основой общественного устройства государства, как высшей формы организации общества.
За сим, следует однозначный вывод. В настоящее время, в России наблюдается несколько основополагающих факторов. Отсутствует фундаментальная конституционная основа независимой – самостоятельной экономики, ориентированной на внутренний рынок и развивающий производство в интересах внутренних потребителей товаров и услуг.
Нет государственной идеологии, определяющей цель и средства достижения таковой степени самодостаточности и само воспроизводства. В рамках своего двузначного взаимосвязанного общества производителей-потребителей товаров и услуг.
Нет системы стимулирования бизнеса и руководителей госкомпаний, менять ситуацию, которая и так приносит стабильный и неизменный гарантированный доход.
Есть финансовая система России, в которой банки охотно предлагают кредиты тем, кому они не нужны и неохотно финансируют рискованные начинания. Отчего новая цель Президента Путина, призывающая всех и вся к соучастию в переходе к суверенной экономике, на мой взгляд, недостижима в принципах. Описанных выше. Синица в руках - всегда важнее чем рисковая затея вкладываться в неопределенную перспективу.
Вы правы, объяснить оглавление статьи, можно было одной фразой. Причем, словами самого нашего лидера.
Однако, как вы уже догадались. Не всё так хмуро, как написано, если может быть гораздо радостнее. Достаточно взять часть сталинской Конституции, в части описания общественного устройства в виде суверенной экономической системы, интегрировать её в Основной закон России и всё станет совсем иначе.
Таким образом, частично вернувшись к социализму – кооперации – сотрудничеству предприятий всех форм собственности, на основе ориентации на формирование и насыщение товарами и услугами внутреннего потребительского рынка, можно достичь определенного состояния экономики. Являющейся самостоятельной народно-хозяйственной единицей в мировом экономическом сообществе.
Развивать надо не рыночные отношения, а кооперацию (сотрудничество) предприятий различных форм собственности. Начиная с возврата сталинского принципа справедливости "от каждого топ-менеджера и работника компании с государственным участием - по способностям, каждому - свою долю от общего результата".
И так далее и тому подобное. На основе нового раздела в Конституции РФ, определяющего значение экономической системы (множества), состоящей из всех возможных хозяйствующих субъектов, слагаемых в общее-целое.