Найти тему
Цитадель адеквата

СССР: Выбор, который придётся делать

Есть мнение, что с отношением к советскому периоду истории придётся определяться. И это – трудный выбор. Сразу возникает масса вопросов. Чьё мнение? Кому придётся? Зачем, если сам по себе каждый уже определился, на официальном же уровне данную проблему предпочитают не затрагивать?

-2

Мнение, соответственно, моё. Определяться же с отношением к эпохе и её героям придётся на уровне, именно, официальном. Ибо неопределённость острых углов не сглаживает. Кто-то предъявляет за признание Сталина «эффективным менеджером», а не кровавым тираном и даже не «отцом народов»... В «отце» подразумевается что-то тираническое… Кто-то же предлагает вернуть в школьную программу «Как закалялась сталь», а это – мерзость в глазах моих. С литературной точки зрения гаже и убоже только «Что делать?» Чернышевского.

И все эти претензии справедливы. Нельзя уходить от вопросов бесконечно. Когда-то, но придётся расставить точки над «Ё», объяснив, почему, собственно, Павку Корчагина детям – нельзя. А взрослым, тем более. Или же, как вариант, вернуть героя в оборот по просьбам полоумных трудящихся. Последний вариант, кстати, не исключён, хотя трудящиеся устраивающие крестные ходы с иконами Николая II и Сталина (сразу) – тоже не в себе явно.

...Тем не менее, это, скорее, шутка. Серьёзным же является вопрос, что такое, в контексте проблемы, «отношение» вообще. Меня часто не спрашивают, но однажды спросили, например, как я отношусь к государственным деятелям советского периода… Да, по-разному, однако, в любом случае это мои частные суждения. Они значения не имеют… Хотя, кого-то и бесит, что Ленин мне не нравится.

А он мне понравиться был обязан?

Если мне не нравится советская власть, – а не нравится, правда, – то что с того? Её уже нет. Чтобы для неё изменилось, если бы относился к ней хорошо?.. Царизм, например, мне тоже не нравится. Под конец, – к 1917 году – он не нравился уже вообще никому. Но, опять-таки, монархии больше нет. От актуальной суверенной демократии я, впрочем, тоже не в восторге, однако, она относится к этому факту индифферентно. Отношение к эпохе это… не совсем то.

Правильное, зрелое отношение к минувшим эпохам заключается в готовности принять их, воздержавшись от оценки. У всех – в норме, сейчас в мире популярность приобретают девиации, – это только так и работало. Американец принимает всех своих предков, не предъявляя первопоселенцам за то, что они были верными подданными заморского короля (а следовательно, монархистами), а более поздним колонистам – за мятеж против того же монарха. Не осуждает он предков и за то что они были рабовладельцами, – и это не значит «одобрять рабство». Американец ровно относится к северянам и южанам сражавшимся в гражданской войне. Те и другие имели основания принять в конфликте ту сторону, которую приняли… А их потомкам сторону Севера и Юга принять никто и не предлагает. Поздно метаться. Война-то давно кончилась.

...Прошлое не нуждается в моральной и политической оценке. Поскольку никаким уже образом от этой оценки не зависит. Какие-то персонажи в отечественной истории могут нравиться или нет, – но они уже не изменятся в любом случае. Хотя бы потому, что умерли. Как следствие, с побуждением осудить или одобрить нечто свершившееся следует бороться. Историю достаточно просто принять.

Все всегда так и делали. Даже Нестор. Характерный, кстати, пример. Никакого негатива по отношению к языческим ещё правителям Руси монах-летописец не выражает. Нехристи, но свои же. Так что, если и грабили христиан-греков… А никто греков христианами становиться не просил, – значит, их проблемы.

Все всегда воспринимали прошлое именно как данность, не предъявляя к нему никаких претензий, – даже если, как в случае Нестора, претензии, вроде бы, предполагались. Ну, подумаешь, были язычниками. Все когда-то были… Современное, нездоровое отношение, – ощущение, что советскую эпоху нужно осудить или одобрить, приняв сторону в конфликте оной с предыдущей или последующей эпохами, – от Лукавого. Точнее, от Ленина. От революции.

Бонусные статьи на Boosty и поддержка канала

Именно тогда – в революционные годы – была дана установка на оправдание плачевности текущей ситуации через осуждение предыдущего периода. Затем, и на протяжении всего правления большевики не оставляли данный метод, – ответственность за любые затруднения перекладывая на тяжёлое наследие царизма, иногда до кучи «татарское иго», и часто на немцев, словно кто-то, а не они сами, пустили врага едва не до Каспия.

Игорь Край - Цитадель адеквата, науки и рационализма