Здравствуйте! А вы замечаете халтуру в игре актёров? Как всегда говорили мои мастера в театральном вузе - хороший актёр даже халтурит на сцене талантливо. Но как понять, что актёр не выкладывается и играет лишь на 1 процент от своих сил или откровенно ленится на сцене или в кадре? Не будем говорить о бездарностях, которые халтурят всегда, а лишь о хороших артистах, которые могут позволить себе на сцене не включаться.
Дорогие читатели, вы пишите очень много личных сообщений, комментариев и писем. Спасибо вам огромное и простите, что не могу всем ответить, но стараюсь читать всё. В Телеграме я, кстати, всегда на связи и призываю вас подписаться на мой канал (ссылка в конце статьи). Мне написала читательница Екатерина своё впечатление от увиденного ей спектакля и задала очень, на мой взгляд, интересный и важный вопрос.
Екатерина из небольшого города, куда приехал антрепризный спектакль с Маратом Башаровым в одной из главных ролей. Екатерине показалось будто Марат был не сильно включён в спектакль, иногда просто отдыхал на сцене и совершенно не выкдадывался. Пишет, что это была откровенная халтура, и ей жутко жалко немалых денег, которые они с мужем потратили на два билета. А вопрос её следующий: «Как понять что актёр халтурит? Может быть его роль так поставлена режиссёром и он на самом деле играет на пределе сил, а зрителю кажется, что отдыхает. Такое бывает?». Спасибо большое за вопрос, постараюсь ответить. А ваше мнение, мои дорогие, очень жду в комментариях.
Всех нас учат в театральных вузах, что зритель никогда ни в чём не виноват, приходя в театр или в кино. Он заплатил свои деньги и рассчитывает на профессионализм артиста. Зрителю абсолютно нет никакого дела до того устал ли актёр, приболел или у него плохое настроение. Билет оплачен, занавес открылся: изволь сыграть хорошо. Но и артисты тоже люди, у них бывают разные обстоятельства и жизненные сложности. Но если уж артист выходит на сцену, то он просто обязан все свои проблемы, боли и печали либо отбросить в сторону, либо сделать так, чтобы зритель ничего не понял. И я знаю кучу примеров когда актёры прекрасно выкручивались на сцене даже в очень сложных ситуациях. Известнейший случай: Евгений Евстигнеев однажды сломал руку прям перед спектаклем. Ему быстро и кое-как наложили повязку, дали таблетку, и он с дикой болью вышел на сцену играть в Горьковском «На дне» Сатина. Он всю боль направил в роль и особенно в финальный монолог, который зазвучал по-новому, живее и поистине гениально. Ни о какой халтуре и речи не шло, хотя у него было много возможностей отдохнуть или сыграть, не затрачиваясь.
Но это гений, коих сейчас, возможно, уже и не осталось. А современные артисты частенько не упускают возможности отдохнуть прямо на сцене. Беда в том, что очень часто артисты считают зрителя наивным дурачком, который ничего не заметит или всё, как говорится, «скушает». А ещё есть артисты, которые уверены что они «звёзды», гении во плоти и им и грать ничего не нужно. По их мнению, зритель будет в восторге только лишь от их присутствия на сцене или в кадре. Но халтуру всегда видно. Вернее, почти всегда. В вопросе Екатерины есть очень интересный момент, который меня сильно беспокоит. Как понять что это халтура, а не замысел режиссёра?
Я сам играл в спектакле по современной литовской пьесе «Скользящая Люче» и там было довольно много сцен, в которых мой герой просто сидит на сцене и монотонно говорит текст. Я спрашивал у режиссёра: «А не подумает ли зритель что я халтурю или что я артист, который постоянно играет монотонно?» На что режиссёр мне отвечал: «Текст говорить - это одно дело, а вот актёрскую игру никто же не отменял. Играй телом, глазами и душой». И ведь он прав. Актёр может как угодно говорить текст: орать, биться в истерике или монотонно шептать, но если он пустой внутри, то это будет всегда видно. Мне посчастливилось, когда я работал у Тодоровского помощником кастинг-директора оказаться на площадке с Алисой Фрейндлих. И я видел как она просто сидит и смотрит на балет. Вроде бы, и не играет ничего, спокойно сидит в зрительном зале, но от её взгляда мурашки по коже и не оторваться. Просто сумасшедшая энергия!
Если говорить коротко, то довольно легко понять халтурит актёр или нет: если вас хоть немного трогает его игра, если вам интересно следить за героем и если у вас появляются эмоции, то актёр работает по-настоящему. Если же в вашей душе и голове пустота при взгляде на артиста, если вам скучно и игра его совершенно не цепляет, то он в вас не попал, а значит, халтурит, не включается и работает на автомате. В общем, если ещё проще, то можно сказать по заветам Станиславского - верите ли вы артисту или нет. Если не верите, значит - халтурит.
Так и в кино. Бывают (сейчас редко) и те, кто даже не включаясь, играют хорошо и берут за душу, но это прям единицы. И это мы говорим о ведущих ролях, а вот в массовке или эпизодах халтурить гораздо проще. Я помню свою практику в Малом театре, где мы по два - три часа стояли стражниками или свитой. Поначалу, очень стараешься играть роль, оценивать все события, быть в процессе, но к третьему часу так устаёшь, что думаешь лишь о затёкших ногах и отдыхе. Я, кстати, очень люблю, когда прихожу в театр зрителем, смотреть на массовку и эпизодических артистов и часто вижу как они не играют, а мучаются. Но всегда приятно видеть там включённых артистов.
Что же касается Марата Башарова и его спектакля в городе Екатерины - мне не хочется осуждать то, что я не видел. Могу лишь сказать, что несколько раз видел Марата в театре, пару раз общался с ним (были на дне рождения знакомого режиссёра). Он талантливый артист с отличной щепкинской школой. И думаю тут дело в самой антрепризе. Это, к сожалению, частая практика. Антрепризные постановки часто уступают в качестве репертуарным и нацелены лишь на чёс (заработок гастролями по регионам). Зачастую, артисты в таких постановках репетируют на скорую руку, там нет слаженного ансамбля. (Сам в таких играл и видел как артисты вводятся в спектакль за 1,5 репетиции). Продаются такие спектакли только за счёт именитых фамилий в афише. А пьесы чаще всего - это пошловатые комедии без особой глубины. Артисты так и называют антрепризу: «халтурка», так что, думаю, не стоит искать халтуру в хултуре, она там априори. Хотя, бывают и исключения. Помню как смотрел антрепризу с Ароновой и Полицеймако и был в полном восторге.
Когда играешь в спектакле, который поставлен за пару репетиций, где артисты абсолютно не сыгранны друг с другом, где режиссёрских задач почти нет, а лишь разводка по мизансценам, то артистам сложно выдавать отличную игру. Хотя, как я писал в начале - зритель-то в этом не виноват. Значит, не надо соглашаться на заведомую халтуру, ведь выходя в подобном, ты не уважаешь зрителя и себя.
А вы замечаете халтуру и невключённость артистов в театре и в кино? Мне очень интересно ваше мнение, напишите его, пожалуйста, в комментариях.
Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин