Найти тему
Астрал.Безопасность

Техническая защита государственной тайны

Даже котики не такие милые, когда разговор о защите государтвенной тайны...
Даже котики не такие милые, когда разговор о защите государтвенной тайны...

Пишите нам: Вконтакте | Телеграм | Сайт

Государственная тайна — сведения ограниченного доступа, требующие защиты для обеспечения интересов национальной безопасности. От военных технологий до засекреченных правительственных обсуждений и данных о критически важной инфраструктуре — публичное раскрытие таких материалов может подорвать геополитическое положение, общественную безопасность или ключевые направления экономической деятельности.

В сложной глобальной обстановке, где Россия сталкивается как с киберпреступниками, так и с соперничающими государственными противниками, эффективная защита государственной тайны — основа стабильности и суверенитета. Современные возможности кибератак, а также многочисленные утечки секретных материалов от инсайдеров и осведомителей еще больше повысили значение защиты государственной тайной как приоритета национальной безопасности.

В последующих разделах мы рассмотрим современные угрозы и политические меры, связанные с государственной тайной в России.

Законодательство о защите государственной тайны

В России государственная тайна в основном регулируется Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне”, который определяет современные принципы определения, обработки и защиты секретных материалов. В нем определены основные требования к соблюдению режима секретности.

Информация, представляющая реальную или потенциальную угрозу в случае ее раскрытия, должна быть четко отнесена к государственной тайне, требующей соблюдения мер предосторожности. Категории общего секретного содержания варьируются от данных об оружии или операциях внешней разведки до политических обсуждений по ключевым вопросам экономики и инфраструктуры.

Строгие критерии также диктуют соответствующие уровни классификации — 1) совершенно секретно; 2) секретно; 3) особая важность. Засекречивать информацию имеют право государственные органы и учреждения, которые ее получили.

Гриф "особой важности" присваивается информации, раскрытие которой может нанести ущерб общим интересам РФ.

Гриф "совершенно секретно" присваивается данным, раскрытие которых может повлечь ущерб интересам конкретного государственного органа или определенной отрасли экономики РФ.

Гриф "секретно" присваивается всем остальным сведениям, включая государственную тайну. Раскрытие таких данных может нанести ущерб предприятию, учреждению или организации в различных сферах, таких как военная, внешнеполитическая, экономическая, научно-техническая, разведывательная, контрразведывательная или оперативно-розыскная деятельность.

Решение о присвоении определенного грифа конфиденциальности для конкретной информации и определение потенциального ущерба для интересов принимают руководители госорганов. Для этого они формируют комиссию, которая разрабатывает подробный перечень сведений, подлежащих секретности, и определяет их уровень секретности в рамках деятельности соответствующего государственного органа или ведомства.

Закон также устанавливает требования к проверке персонала, такие как проверка биографических данных для допуска к различным уровням секретности, а также обязательства по неразглашению информации для доверенных лиц. Нарушения влекут за собой жесткое уголовное наказание — сроком до 4 лет. Но если разглашение приведет к тяжким последствиям, например к гибели людей, срок может увеличиться до 7 лет.

Методы и технологии защиты

Защита конфиденциальной секретной информации основывается на многоуровневом физическом, техническом и организационном контроле, ограничивающем доступ только для уполномоченных лиц. Основные меры защиты включают шифрованные системы, безопасные помещения, строгий отбор персонала и надежное предотвращение утечки данных.

Для обеспечения безопасности информации, относящейся к государственной тайне, широко используются совокупные методы защиты, объединяющие организационные и технические меры — средства защиты информации (аппаратные и программные , средства криптографической защиты и т.д.)

Организационные меры включают в себя установление ряда процедурных правил, таких как режим ограниченного доступа, хранение устройств и носителей информации в безопасных хранилищах, ограничение доступа посторонних лиц в помещения с компьютерной техникой, и другие методы обеспечения защиты государственной тайны.

Административный контроль персонала и процедур обеспечивает дополнительную защиту. Проверка биографических данных позволяет создать надежный штат сотрудников с допуском. Соглашения о неразглашении, обучение и мониторинг безопасности направлены на предотвращение утечки информации. Четкие протоколы передачи защищают перемещаемые активы. В совокупности все это делает обход средств защиты более сложной задачей.

Технические средства защиты информации включают в себя разнообразные аппаратные методы, такие как использование экранов на оборудовании, применение фильтров, применение ключей для блокировки клавиатуры, а также установку устройств аутентификации. Лучшие методы технической защиты включают в себя контроль входа с помощью биометрических данных, изолированные компьютерные сети, стены, глушащие сигнал, и видеонаблюдение. Это препятствует скрытому несанкционированному доступу или взлому устройств на месте.

Программные средства защиты информации разрабатываются специальным образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа. Среди них могут быть блокировка клавиатуры и экрана, введение парольного доступа, применение средств парольной защиты BIOS на персональных компьютерах.

Криптографические методы защиты гостайны включают использование шифрования при вводе данных в систему.

Деятельность по обеспечению безопасности государственной тайны завершается процессом аттестации, направленной на проверку и утверждение эффективности применяемых в предприятии или организации мер и средств защиты информации.

В обязательном порядке аттестации подвергаются все объекты информатизации, используемые для обработки данных, включая сведения, составляющие государственную тайну, а также для проведения секретных обсуждений. К таким объектам относятся:

  • Автоматизированные системы (АС)
  • Защищенные локально-вычислительные сети (ЗЛВС)
  • Средства изготовления и размножения документов (СИРД)
  • Системы видеоконференцсвязи (ВКС)
  • Выделенные помещения (ВП) и прочее.

На протяжении действия "Аттестата соответствия" информационные объекты имеют право обрабатывать сведения, составляющие государственную тайну.

Применяя как традиционные, так и новые методы, система контроля за соблюдением государственной тайны стремится к многоуровневой защите.

Роль государственных и частных структур

В РФ есть 4 надзорных органа, контролирующих защиту гостайны — ФСТЭК, Минобороны, ФСБ и СВР. Этим организациям предоставлено право нормировать и контролировать проверку и полноту организации защиты информации, составляющих государственную тайну. Тем не менее, даже правительственные службы и меры в виде наказаний не всегда способны справиться со всеми видами потенциальной опасности.

Давайте рассмотрим их роли более подробно:

  1. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК):
  • Роль: ФСТЭК занимается оценкой и сертификацией средств защиты информации, разработкой стандартов и требований к обеспечению информационной безопасности, а также контролем соблюдения этих требований.
  1. Министерство обороны России (Минобороны):
  • Роль: Минобороны отвечает за обеспечение безопасности военной информации и технологий, защиту государственной тайны в сфере обороны. Это включает в себя контроль за доступом к секретным материалам и принятие мер по предотвращению утечек военной информации.
  1. Федеральная служба безопасности (ФСБ):
  • Роль: ФСБ является основным органом по обеспечению внутренней безопасности и контролю за государственной тайной. В рамках своих полномочий ФСБ предотвращает, выявляет и расследует инциденты, связанные с угрозами безопасности государства, в том числе в сфере информационной безопасности.
  1. Служба внешней разведки России (СВР):
  • Роль: СВР осуществляет внешнюю разведку и информационное обеспечение внешней политики России. В контексте защиты гостайны СВР может участвовать в предотвращении утечек информации за границей и обеспечении безопасности внешних коммуникаций.

Эти органы взаимодействуют, чтобы обеспечивать комплексную защиту гостайны и предотвращать утечки важной информации, особенно в областях обороны и национальной безопасности. Они выполняют свои функции в соответствии с законами Российской Федерации и стратегиями государственной политики.

Угрозы и вызовы

Несмотря на меры предосторожности, злоумышленники, использующие слабые места в системах защиты, по-прежнему подвергают государственные секреты опасности.

Как показало недавнее исследование, 75% утечек конфиденциальной информации и сведений, относящихся к гостайне, произошло по вине рядовых сотрудников. Основной канал утечки данных в мире — интернет (почти 49%), тогда как в России основные каналы утечки гостайны — хищения или утери материальных носителей (бумажных документов, флешек, дисков).

При этом в России в I полугодии 2023 г. зарегистрированных утечек информации

немного уменьшилось. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года

инцидентов, приведших к компрометации данных, стало меньше на 17,5%.

Эксперты полагают, что такая ситуация связана с адаптацией подразделений ИТ и ИБ компаний и госорганов к новому ландшафту киберугроз. К тому же, расширяется практика использования современных DLP-систем с мощными возможностями контентного анализа и обработки больших объемов данных с помощью ИИ. Помимо этого, инициативы по импортозамещению средств защиты информации уже

приносят свои плоды — в России, прежде всего, в госсекторе, быстро снижается

доля иностранного ПО, часть из которого могла содержать опасные уязвимости. Также снижается давление хакеров на российские компании. Исключение

составляют проукраинские группировки, которые через кражу данных регулярно

стремятся нанести репутационный ущерб организациям практически из всех отраслей

российской экономики вплоть до библиотечных сайтов.

Утечки информации от инсайдеров также происходят на почве недовольства, денежных стимулов и прочих мотивов. Объем секретных материалов и распределенный доступ к ним неизбежно оставляют бреши для компрометации.

Слабости подрядчиков и цепочек поставок также ставят под угрозу защищенные в иных случаях среды. Доверенные третьи стороны часто получают доступ к секретным системам, избегая при этом тщательного контроля по сравнению с коллегами из государственного сектора. Внешние организации представляют собой главные мишени.

Для минимизации рисков требуется постоянное упреждающее совершенствование во всех аспектах — от технологий до работы с персоналом госорганизаций.

Заключение

Государственная тайна — ключевой элемент безопасности страны. В связи с этим, ее защита должна быть осуществлена в рамках комплексного подхода, учитывающим как основные положения законодательства, так и применение современных и надежных методов обеспечения безопасности.

Соблюдение законодательных норм и правил, касающихся государственной тайны, включает в себя не только технические аспекты, но и организационные меры, направленные на предотвращение утечек и несанкционированного доступа к гостайне.

Использование современных технологий и проверенных методов в области криптографии, сетевой безопасности и защиты информационных систем также является необходимым условием эффективной защиты.

Поддержание высокого уровня безопасности гостайны — необходимость в современном мире. Перманентное совершенствование технологий и обновление методов защиты — залог успешной борьбы за безопасность государственной тайны.