Найти тему

Любимые галлюцинации выпускников

Лучше, когда ученик уверен в своём незнании: «Не отличаю причастий от деепричастий. Надо всё выучить». Но, к сожалению, чаще ребенок живет в уверенности, что тему он знает, хотя на самом деле только «слышал звон»…

1. Чтобы написать частицу «не» раздельно, достаточно вставить слово. Не очень большой – звучит нормально, всё, слово «небольшой» отменяется.

Никто не помнит, что вставлять слово учили в первом классе, чтобы отличать приставки от предлогов: поехал – слитно, по (большой) дороге – раздельно. Правила про «не» нужно учить всем! Точно! Интуиции достаточно для сочинения, для №13 её мало.

2. Перед союзом «и» нет запятой!

И не важно, что это отголоски примеров из первого класса типа «грибы и ягоды». За 9 лет добавились ряды однородных членов, сложные предложения, причем в №16 ЕГЭ это проверяют в комплексе. Надо учить и прояснять, если одно правило не отличается от другого.

В этот же пункт входит и страшная ситуация, когда две запятые окружают союз «и». Так бывает. Это встречается в ЕГЭ в нескольких заданиях.

3. Вводные слова и обращения обязаны стоять в начале предложения.

Действительно, так чаще всего и бывает. А в ЕГЭ специально сделают задания, где всё не так, и наивные дети всё завалят.

4. В сочинении где-то надо прогнуться.

«Мы все любим наших учителей… Родная школа навсегда останется в нашем сердце…» - не важно, что часто дежурные фразы ломают логику сочинения и оцениваются как ошибки. Народ уверен, что тупые, но сентиментальные эксперты должны возрадоваться и отсыпать лишних баллов за добрые слова.

Любое ненужное предложение = логическая ошибка. Лишнее могут позволить себе только дети, у которых не набирается 150 слов. У них, конечно, снимут балл за логику, но до 6 баллов за К7-12 они сохранят.

5. Сочинение надо писать красиво. Это же СОЧИНЕНИЕ!

Почти каждый считает, что сочинение на ЕГЭ надо писать в художественном стиле. Приходится показывать документы для экспертов, где лишние красоты считаются стилистическими=речевыми ошибками и караются в критерии 10.

6. Клише необходимы. Если найти правильные тайные клише, то текст можно не читать: сочинение само сложится в шедевр на 24 балла.

Ужас в том, что некоторые тексты категорически не вмещаются в любимые шаблоны. И если ребенок вовремя не сообразит, что именно сейчас нужно писать другими словами и в другом порядке, то поломает всё.

7. Орфографию можно выучить за неделю. 11 лет не учить, а перед ЕГЭ напрячься – и будет счастье.

Пунктуацию в принципе можно выучить (повторить) за неделю. Она логична, и её мало. Если очень постараться, притормаживая у каждой запятой, находя основы и т. д., получится всё проверить. Тормозить на каждой букве невозможно! «Врожденная грамотность» – это тонны прочитанных в детстве книг. Приобретенная – это правила, которые учились постепенно 7 лет (в 7-м классе орфография заканчивается навсегда), и километры упражнений, когда рука запоминала написание всех слов. И если не хватило 11 лет, то за месяц и даже за последний год ничего не изменится. Улучшить ситуацию смогут только те, у кого западали единичные правила. И те, кто будет писать бесконечные упражнения ручкой на бумажке и диктанты. И только потом проверять себя по формату ЕГЭ.