Ребёнок кусается, дерётся, отбирает игрушки у других детей 😡
Родители в такие моменты готовы провалиться сквозь землю со стыда 🫣
Знакомо?
Что же делать в такой ситуации? Разбираемся с нашим экспертом — нейропсихологом Юлией Лыковой.
👩⚕️💬 Важно понимать, что:
▫️ Злость, обида, раздражение, гнев — это важные эмоции любого человека. Эти эмоции помогают защищать собственные границы.
При этом важно отделять эмоции от эмоциональных действий.
▫️ Агрессия — это ДЕЙСТВИЯ в отношении других. Из-за бурно развивающейся лимбической системы в совокупности с «запаздывающими» в созревании лобными отделами мозга ребёнка переполняют его эмоции, и он выражает их через агрессию — бьёт, кусает, щипает окружающих.
🔺 Главное правило в ситуации агрессии со стороны ребёнка — мы ПРИЗНАЁМ и ПРИНИМАЕМ любые чувства ребёнка, но НЕ ПОЗВОЛЯЕМ проявлять агрессию в адрес других людей (если это не защитная реакция).
Но как именно не позволяем? 🤔
Начинать нужно заранее, не в сам момент агрессии:
🔸 Знакомим ребёнка с его злостью, рассказываем ему, что с ним происходит:
«Помнишь, Маша забрала твою игрушку. В этот момент ты расстроился и разозлился. Мы все злимся, это НОРМАЛЬНО. Я бы на твоём месте чувствовала то же самое. Когда ты злишься, твоё тело реагирует и тебе хочется ударить обидчика…».
🔸 Объясняем общепринятые правила:
«Но драться неправильно, делать больно другому нельзя. Маше будет очень обидно, если ты её ударишь».
🔸 Обозначаем последствия за такое поведение.
Важно: последствия — не равно наказания! О последствиях мы говорим заранее, и они наступают за конкретное действие ребёнка:
«Если ты будешь бить Машу, мы уйдём с площадки/уйдем из гостей/пойдем в другую комнату, где нет детей и игрушек».
Это должно быть какое-то не обидное и не травмирующее, но при этом очень нежелательное для ребёнка действие.
🔸 Предлагаем другие варианты того, как можно эту агрессию разрядить:
- потопать ногами как медвежонок,
- сжимать и разжимать кулачки, рыча как тигренок: «Рррррр!»,
- побить что-то мягкое: подушку или диван,
- скомкать или порвать бумагу.
- обозначить свои эмоции вслух: «Я злюсь!», «Я сержусь!», «Перестань!».
Наша задача повторять это много раз, но НЕ В СИТУАЦИИ агрессии. Если ребёнок агрессивен — очень много раз, каждый день, в особенности перед событиями, когда эта агрессия возникает: перед прогулкой, перед площадкой, перед походом в гости и т.д.
В САМОЙ СИТУАЦИИ агрессии, когда ребёнок ударяет кого-то или забирает игрушку, мы:
1️⃣ Проговариваем и принимаем эмоции ребёнка:
«Я вижу, что Маша взяла твой совочек/сломала куличик/не там встала, и ты из-за этого расстроился и разозлился. Я бы тоже так себя чувствовала на твоём месте».
2️⃣ Напоминаем о правилах и последствиях:
«Ты помнишь, мы с тобой говорили о драках? Если ты еще раз кого-то ударишь, мы идём домой».
3️⃣ Предлагаем альтернативу:
«Ты можешь потопать ножками, как мишка, мы с тобой так дома играли. Давай потопаем!»
🔺 ПРИ ПОВТОРЕНИИ ситуации мы обязательно ВЫПОЛНЯЕМ обещанные последствия — то есть, идем домой. Естественно, со слезами, с соплями, неся под мышкой. Когда ребёнок успокоится, еще раз обсуждаем ситуацию и объясняем, почему мы так поступили.
Если мы каждый раз после того, как ребенок кого-то ударил, просто говорим ему, что так делать нельзя, то мы приучаем его к тому, что «Нельзя!» — это пустой звук, на который можно не обращать внимания.
А в ситуациях, не связанных непосредственно с агрессией, продолжаем:
🔹 На постоянной основе развивать эмоциональный интеллект ребёнка. Рассказывать про других людей, про себя, про персонажей книг и мультиков, про их мысли и чувства. Как они злятся? Когда? Каким образом выражают злость? А что бы ты сделал?
🔹 Играть в игры на выражение агрессии:
- устраивать бои подушками;
- играть в догонялки;
- играть в вышибалы: кидать в друг друга мягкие мячики или большие помпоны;
- летом играть с водными пистолетами, в другие времена года — с обычными;
- строить башни из кубиков, куличики из песка, фигурки из пластилина и ломать их.
☝️ И помните, что в глубине души агрессивный ребёнок уверен, что это не он, а все вокруг агрессивны. Многие дети в силу незрелости мозга и психики не всегда могут правильно оценить свои эмоции, а тем более эмоции и поступки окружающих.
Иногда дети не понимают, что происходит с ними и с другими. Неизвестность рождает опасность, а опасность — защиту, то есть агрессию.
Наша роль, как взрослых, научить ребёнка распознавать эти эмоции, слышать свои чувства и правильно доносить их до окружающих. Это он может сделать только с нашей помощью.
Поддержите статью ❤️, если было полезно 🙏