Всем добрый день! Сегодня мы преодолеем огромный по протяженности отрезок от станции Юктали до Тынды. Аж 10,5 часов в пути, правда, со стоянкой 2,25 часа на станции Лопча. Статью про предыдущий участок можно прочитать по ссылке ниже:
Но это всё еще впереди, поскольку пока нам нужно преодолеть очередной разрыв в пригородном сообщении на БАМе от станции Новая Чара до Юктали. Еще раз поясню свою позицию по поводу разграничения между электропоездами и поездами дальнего следования на БАМе. Если состав имеет нумерацию формата 6ХХХ, то есть четырехзначную, а также выдается поисковиками в разделе Электропоезда на сайтах расписания движения, то я считаю его электричкой. Я указывал это еще в публикациях по Транссибу, но некоторые, видимо, просто позже к нам присоединились. Между Юктали и Тындой следует поезд за номером 6654 / 6650, он показывается в разделе "Электрички", что с полным правом позволяет причислить его именно к этой категории.
Но сначала давайте преодолеем отрезок от Новой Чары до Юктали. Ведь на нем располагается самая высокая точка БАМа - Муруринский перевал с высшей точкой аж 1323 метра! Более того, это не только самая высокая точка на БАМе, но это еще и самая высокая точка вообще всех российских железных дорог.
Вот это место на карте между станциями Икабья и Хани:
Это, например, на 300 с небольшим метров выше, чем самая высокая точка Транссиба. И это место - точка, в которой сходятся границы трех российских регионов - Забайкальского края, Республики Саха и Амурской области.
Поселок Хани - это уже Республика Саха. Предыдущие поселки / станции строили строители из Армении, Азербайджана, Узбекистана, а вот Хани - из Литвы и Украины. Даже по бамовским меркам поселок не самый крупный - около 600 человек, но достаточно известный. Отсюда планируется постройка еще одной магистрали на север - на Лену в район Олекминска. Вот вдоль реки Хани нам и предстоит двигаться до Олёкмы. Причем (и это для меня еще одна загадка топонимики) станция Олёкма находится на реке Хани километрах так в 15 от места ее впадения в Олекму. Конечно, 15 км по бамовским меркам это почти ничего (ну или очень много, если говорить о строительстве магистрали), однако всё-таки станция ну совсем не на реке.
Вот фотография станции Хани:
А вот уже Олёкма:
И вот если Хани - это Якутия, то Олёкма - это уже Амурская область. И вот из этих мест нам уже на юг - юго-восток вдоль Олёкмы до места впадения в нее реки Нюкжа. В общем по прямой от Новой Чары до Юктали около 205 км, по железной дороге - почти 300 км. И петляет она, и к северу очень серьезно отклоняется. Юктали раньше и называлась Усть-Нюкжа, но потом решили переименовать. Источник или ручей - так можно трактовать название.
Вот от Юктали вдоль реки Нюкжа мы и продолжим свой путь. Разъезды в среднем раз в 30-40 минут. Первый сколько-нибудь крупный поселок с населением около 200 человек - Чильчи - будет через 2 часа 40 минут после отправления с Юктали. Для станции с таким населением размер вокзала впечатляет:
На этом протяжении река будет несколько раз переходиться магистралью с правого на левый берег и обратно. Автодублер по-прежнему присутствует. Выглядит вот так:
Еще больше вокзал на станции Лопча. Но там и население 400 человек!
Еще около чуть больше часа нам до станции Ларба, где мы отвернем от реки Нюкжа на восток. Вокзал и в этом поселке главная достопримечательность:
А вот пейзаж за окном нашего состава совсем иной. Вот так примерно выглядит долина:
Еще 1,5 часа пути и мы на станции Хорогочи. Всё та же Амурская область. Около 350 человек постоянного населения. Везде стоянка по 1-2 минуты, поэтому кроме вокзала посмотреть толком ничего и не получится:
Какое-то время мы еще будем двигаться вдоль речки Верхняя Ларба, потом перейдем на движение вдоль ее притока реки Кутыкан до одноименного разъезда. И вот после станции Кувыкта дорога делает крутой поворот на восток и еще через час пути мы прибываем на станцию Тында. Это первый город на нашем пути, по-моему с Северобайкальска. Не было же у нас городов? Население около 30 тыс. чел. Столица БАМа!
Начиналось здесь всё с золота. Ну а потом были лагеря, строительство железной дороги, которая придет сюда еще до войны. Но в войну рельсы демонтируют. Вновь поезд придет сюда лишь в конце 70-х гг. К концу 90-х планировалось, что население будет составлять около 100 тыс. чел. Но планам не суждено было осуществиться. Считается, что новый толчок развитию города дала женщина - его новый мэр. Причем она еще и из КПРФ.
Ну а наше путешествие по этой части БАМа заканчивается. Вроде на восток от Тынды будет еще одна электричка до ст. Дипкун. А вот далее на восток всё! До Февральска. Там откуда-то вдруг берется состав на участке до станции Иса. И всё! Включая Комсомольск-на-Амуре. Поездов с нумерацией 6ХХХ там нет. Так что, сказочке конец. Ну а у меня уже мысль доехать на электричках от Москвы до самого Черного моря. Поедем?
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!
Все статьи цикла представлены в подборке: