Найти тему

По БАМу на электричках. Получится ли? Часть 5. Юктали - Тында - отрезок длиной 10,5 часов

Всем добрый день! Сегодня мы преодолеем огромный по протяженности отрезок от станции Юктали до Тынды. Аж 10,5 часов в пути, правда, со стоянкой 2,25 часа на станции Лопча. Статью про предыдущий участок можно прочитать по ссылке ниже:

Но это всё еще впереди, поскольку пока нам нужно преодолеть очередной разрыв в пригородном сообщении на БАМе от станции Новая Чара до Юктали. Еще раз поясню свою позицию по поводу разграничения между электропоездами и поездами дальнего следования на БАМе. Если состав имеет нумерацию формата 6ХХХ, то есть четырехзначную, а также выдается поисковиками в разделе Электропоезда на сайтах расписания движения, то я считаю его электричкой. Я указывал это еще в публикациях по Транссибу, но некоторые, видимо, просто позже к нам присоединились. Между Юктали и Тындой следует поезд за номером 6654 / 6650, он показывается в разделе "Электрички", что с полным правом позволяет причислить его именно к этой категории.

Скриншот с Яндекс.Расписания
Скриншот с Яндекс.Расписания

Но сначала давайте преодолеем отрезок от Новой Чары до Юктали. Ведь на нем располагается самая высокая точка БАМа - Муруринский перевал с высшей точкой аж 1323 метра! Более того, это не только самая высокая точка на БАМе, но это еще и самая высокая точка вообще всех российских железных дорог.

Муруринский перевал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Муруринский перевал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот это место на карте между станциями Икабья и Хани:

Станция Мурурин. Яндекс.Карты
Станция Мурурин. Яндекс.Карты

Это, например, на 300 с небольшим метров выше, чем самая высокая точка Транссиба. И это место - точка, в которой сходятся границы трех российских регионов - Забайкальского края, Республики Саха и Амурской области.

Поселок Хани - это уже Республика Саха. Предыдущие поселки / станции строили строители из Армении, Азербайджана, Узбекистана, а вот Хани - из Литвы и Украины. Даже по бамовским меркам поселок не самый крупный - около 600 человек, но достаточно известный. Отсюда планируется постройка еще одной магистрали на север - на Лену в район Олекминска. Вот вдоль реки Хани нам и предстоит двигаться до Олёкмы. Причем (и это для меня еще одна загадка топонимики) станция Олёкма находится на реке Хани километрах так в 15 от места ее впадения в Олекму. Конечно, 15 км по бамовским меркам это почти ничего (ну или очень много, если говорить о строительстве магистрали), однако всё-таки станция ну совсем не на реке.

Расположение станции Олёкма. Яндекс.Карты
Расположение станции Олёкма. Яндекс.Карты

Вот фотография станции Хани:

Станция Хани. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станция Хани. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот уже Олёкма:

Станция Олёкма. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станция Олёкма. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот если Хани - это Якутия, то Олёкма - это уже Амурская область. И вот из этих мест нам уже на юг - юго-восток вдоль Олёкмы до места впадения в нее реки Нюкжа. В общем по прямой от Новой Чары до Юктали около 205 км, по железной дороге - почти 300 км. И петляет она, и к северу очень серьезно отклоняется. Юктали раньше и называлась Усть-Нюкжа, но потом решили переименовать. Источник или ручей - так можно трактовать название.

Вот от Юктали вдоль реки Нюкжа мы и продолжим свой путь. Разъезды в среднем раз в 30-40 минут. Первый сколько-нибудь крупный поселок с населением около 200 человек - Чильчи - будет через 2 часа 40 минут после отправления с Юктали. Для станции с таким населением размер вокзала впечатляет:

Вокзал Чильчи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Чильчи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На этом протяжении река будет несколько раз переходиться магистралью с правого на левый берег и обратно. Автодублер по-прежнему присутствует. Выглядит вот так:

Автодублер БАМа. Фото Google.Earth
Автодублер БАМа. Фото Google.Earth

Еще больше вокзал на станции Лопча. Но там и население 400 человек!

Вокзал Лопча. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Лопча. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Еще около чуть больше часа нам до станции Ларба, где мы отвернем от реки Нюкжа на восток. Вокзал и в этом поселке главная достопримечательность:

Ларба. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ларба. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот пейзаж за окном нашего состава совсем иной. Вот так примерно выглядит долина:

К востоку от станции Ларба. Google.Earth
К востоку от станции Ларба. Google.Earth

Еще 1,5 часа пути и мы на станции Хорогочи. Всё та же Амурская область. Около 350 человек постоянного населения. Везде стоянка по 1-2 минуты, поэтому кроме вокзала посмотреть толком ничего и не получится:

Хорогочи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Хорогочи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Какое-то время мы еще будем двигаться вдоль речки Верхняя Ларба, потом перейдем на движение вдоль ее притока реки Кутыкан до одноименного разъезда. И вот после станции Кувыкта дорога делает крутой поворот на восток и еще через час пути мы прибываем на станцию Тында. Это первый город на нашем пути, по-моему с Северобайкальска. Не было же у нас городов? Население около 30 тыс. чел. Столица БАМа!

Начиналось здесь всё с золота. Ну а потом были лагеря, строительство железной дороги, которая придет сюда еще до войны. Но в войну рельсы демонтируют. Вновь поезд придет сюда лишь в конце 70-х гг. К концу 90-х планировалось, что население будет составлять около 100 тыс. чел. Но планам не суждено было осуществиться. Считается, что новый толчок развитию города дала женщина - его новый мэр. Причем она еще и из КПРФ.

Тында. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тында. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а наше путешествие по этой части БАМа заканчивается. Вроде на восток от Тынды будет еще одна электричка до ст. Дипкун. А вот далее на восток всё! До Февральска. Там откуда-то вдруг берется состав на участке до станции Иса. И всё! Включая Комсомольск-на-Амуре. Поездов с нумерацией 6ХХХ там нет. Так что, сказочке конец. Ну а у меня уже мысль доехать на электричках от Москвы до самого Черного моря. Поедем?

Спасибо, что следите за каналом! До встречи!

Все статьи цикла представлены в подборке:

Про поезда и другой транспорт | Современные маршруты по историческим местам | Дзен