Найти в Дзене
Mishootka Gamer

Возраст не приговор: как старятся игры

Что именно должно не потерять актуальности, чтобы нравиться нам в 2024 году Существует категория игр, которые можно назвать «бессмертными». Именно про них обычно говорят: «Как это релиз был 20 лет назад?». И прилагают мем с резко стареющим Мэттом Деймоном. Потому что создается ощущение, что, несмотря на 20-летний возраст, эти проекты вполне себе живут. Да и выглядят в общем-то не так уж плохо – разве что разрешение можно подтянуть. Причем, вопреки расхожему мнению, ремейки игр часто делают не потому, что игра устарела. А наоборот – потому что она настолько хорошо сохранилась, что до сих пор пользуется спросом. Взялись бы Blizzard делать Diablo 2: Resurrected, если бы в Diablo 2 никто не играл? Да нет конечно – ремейк появился именно по той причине, что вторая «дьябла» и в наше время в состоянии увлечь игрока. Но что вообще означает это фраза – «Игра хорошо сохранилась»? Ведь так говорят про совершенно разные проекты в разных жанрах и с разным визуалом. Хотя речь отнюдь не только про вн
Оглавление

Что именно должно не потерять актуальности, чтобы нравиться нам в 2024 году

Некоторые жанры сегодня в принципе не избалованы вниманием. Так что время от времени возвращаешься к старым играм, которые в свое время подарили немало приятных часов
Некоторые жанры сегодня в принципе не избалованы вниманием. Так что время от времени возвращаешься к старым играм, которые в свое время подарили немало приятных часов

Существует категория игр, которые можно назвать «бессмертными». Именно про них обычно говорят: «Как это релиз был 20 лет назад?». И прилагают мем с резко стареющим Мэттом Деймоном. Потому что создается ощущение, что, несмотря на 20-летний возраст, эти проекты вполне себе живут. Да и выглядят в общем-то не так уж плохо – разве что разрешение можно подтянуть.

Причем, вопреки расхожему мнению, ремейки игр часто делают не потому, что игра устарела. А наоборот – потому что она настолько хорошо сохранилась, что до сих пор пользуется спросом. Взялись бы Blizzard делать Diablo 2: Resurrected, если бы в Diablo 2 никто не играл? Да нет конечно – ремейк появился именно по той причине, что вторая «дьябла» и в наше время в состоянии увлечь игрока.

Но что вообще означает это фраза – «Игра хорошо сохранилась»? Ведь так говорят про совершенно разные проекты в разных жанрах и с разным визуалом. Хотя речь отнюдь не только про внешнюю составляющую. Нередко бывает, что при откровенно устаревшей графике игра остается увлекательной спустя десятилетия.

Но бывает и наоборот – когда игра обладает настолько своеобразными геймплейными особенностями, что в наше время большинство людей «погружаться» в такое уже не станет.

Неустаревающий жанр

Одна из наиболее явных особенностей, позволяющих игре не устаревать – это лаконичный визуал. Очевидно, что Warcraft 3 для своего времени обладала очень впечатляющей графикой. И все же она была стратегией. А к визуалу в стратегиях требования никогда не были слишком высокими. Во-первых, там мы имеем дело с видом сверху – а значит, не нужна слишком хорошая детализация. И, во-вторых – в стратегиях всегда был важнее геймплей.

Иногда достаточно чуть обновить визуал, чтобы игра снова стала "живее всех живых". Впрочем, это работает при условии, что у нее и так было преданное сообщество
Иногда достаточно чуть обновить визуал, чтобы игра снова стала "живее всех живых". Впрочем, это работает при условии, что у нее и так было преданное сообщество

И в этой ситуации показательна еще одна RTS – Age of Empires 2. Интерес к которой с годами, конечно, падал, но не увядал окончательно. В итоге сообщество оказалось настолько преданным игре, что AoE 2 «дожила» до ремастера Definitive Edition. И у него, по данным Steam DB, онлайн в данный момент вдвое превышает этот показатель у относительно новой Age of Empires IV.

То есть получается, что старая игра для геймеров может быть актуальнее, чем более новая – даже в том же жанре, и даже в той же серии.

Эпоха любителей комфорта

Актуальность – наверное, одно из самых важных понятий, когда мы говорим про то, устарела какая-либо игра или нет. Но что такое эта актуальность?

Чтобы понять хорошо ли состарилась игра, прежде всего нужно ответить на вопрос – ради чего в нее раньше играли люди?

Возьмем первый Max Payne. Казалось бы – без слез на эту «квадратную» графику уже не взглянешь. НО. Чисто геймплейно это до сих пор вполне годный шутер от третьего лица. В свое время первый «Макс» задал тренды в жанре. И так удачно, что, запуская его сейчас, мы не чувствуем какого-то ужасного дискомфорта при игре. Нам в целом понятно, что и как делать. А поскольку сделано все очень грамотно, мы и сегодня можем получать от этого проекта удовольствие.

При этом важно помнить, что развитие геймплейных механик не происходит линейно и по восходящей. По сути, этот процесс представляет собой отбор – какие-то «фишки» приживаются и находят продолжение в других играх. А какие-то так и остаются в проектах своего времени.

Старые игры нередко обладают необычными и даже уникальными механиками. Что с одной стороны позволяет им оставаться актуальными на протяжении многих лет, но с другой - "отпугивает" тех, кто уже привык к современному геймдизайну
Старые игры нередко обладают необычными и даже уникальными механиками. Что с одной стороны позволяет им оставаться актуальными на протяжении многих лет, но с другой - "отпугивает" тех, кто уже привык к современному геймдизайну

Для меня примером такого «старения», к примеру, является Arx Fatalis. Безусловно, это отличная игра, но ее геймплей, интерфейс – так сказать usability – сильно контрастирует с тем, что мы видим в современных проектах, в том числе в жанре ролевых игр. Конечно, если вы когда-то давно в нее играли и получили позитивный опыт, то и сегодня сможете получить удовольствие – просто, вероятно, для этого уже придется напрячься чуть больше, чем раньше.

При этом нет ничего плохого в том, что старая игра обладает уникальными механиками, которые никуда более не тиражировались. В конце концов, это добавляет ей индивидуальности. Иногда запустишь такое – и будто глоток свежего воздуха. И здесь важно сохранение баланса между этой самобытностью и удобством игры.

Ведь, наверное, никто не будет спорить, что в наше время игры стали намного более удобными, чем раньше – настолько, что и мы сами несколько обленились.

«Привет, это я. Не узнал?»

Таким образом, я бы выделил три пути успешного старения игры:

Первый: игра оказалась настолько удачной геймплейно, что ее механики прочно засели в игровой индустрии. И по этой причине, даже если мы запустим ее в 2024 году, то нам не придется долго привыкать к управлению, физике, ролевой системе и т.д.

Второй: игра настолько самобытна и уникальна, что у нее фактически нет аналогов в современности. Соответственно, ей не с чем конкурировать, и геймеры продолжают в нее играть.

Третий: сам жанр не слишком меняется со временем, и не подразумевает продвинутой графической составляющей.

Естественно, эти три варианта постоянно встречаются друг с другом в рамках одной и той же игры. И да – было бы лукавством говорить, что графика не важна. К примеру, на мой взгляд, очень удачным визуальным решением обладает Skyrim – по крайней мере я и без модов до сих пор могу в него играть, и меня ничего особо не коробит. А вот с Oblivion уже сложнее – в четвертые "Свитки" сегодня возвращаются в основном лишь преданные фанаты.

Также стоит признать, что очень большое количество игр, которые мы любили в детстве или юности, проверку временем не прошли – и никакие ремастеры и ремейки делу уже не помогут.

Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg

В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer

А вы время от времени возвращаетесь в старые игры? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!