Найти в Дзене
Христианство

На какой горе произошло Преображение Иисуса?

Приветствую всех вас, дорогие гости и подписчики канала «Христианство»!

Сегодня речь у нас пойдет об одном любопытном вопросе, связанном с событием Преображения Иисуса. Три евангелиста (Матфей, Марк и Лука), рассказывающие о Преображении, согласны в том, что это событие произошло на горе. Но на какой именно горе?

Гора Фавор. Фото из открытых источников.
Гора Фавор. Фото из открытых источников.

Раньше, когда мне задавали этот вопрос, я, не задумываясь, отвечал: «Фавор». Меня так учили, и во всех книжках, которые я читал, было написано именно это. Но однажды я обратил внимание на тот факт, что в евангельских текстах, рассказывающих о Преображении, не упоминается название горы. Это навело меня на размышления: а где еще, если не на Фаворе, мог бы преобразиться Иисус?

Начал искать информацию и узнал, что не я один такой, сомневающийся. Многие думают, что Преображение могло произойти не на Фаворе, а где-то ещё. В качестве альтернативы, чаще всего, называют гору Ермон.

Ермон. Фото из открытых источников.
Ермон. Фото из открытых источников.

Ермон (евр. «Хермон») – самая высокая гора в Израиле (около 2800 м.). Вид у нее самый что ни на есть величественный, плюс много отрогов, много хребтов – наверняка нашлось бы место для уединенной беседы. На Фаворе же, где, по слухам, в I веке нашей эры располагалась римская воинская часть, Иисусу с учениками было бы трудновато уединиться для явления Его Божественного сияния. Да и не такая уж высокая гора Фавор – в пять раз ниже Ермона. А ведь сказано, что Иисус взошел с учениками «на гору высокую» (см. Мф.17:1 и параллельные тексты). Хотя, конечно, стандарты высоты у всех разные.

Кроме того, непосредственно перед событием Преображения Иисус посетил Кесарию Филиппову (Мф. 16) – город, расположенный как раз у подножия Ермона. Спрашивается: зачем идти обратно в пределы галилейские и там восходить для преображения на Фавор, если можно спокойно это сделать на Ермоне?

Указывают иногда и на то обстоятельство, что одежды Иисуса в момент Преображения сделались «блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк.9:3), а верхушка горы Ермон круглый год покрыта снегом. Мол, апостолы увидели снег и воспользовались этим наглядным образом, чтобы выразить мысль о блистательности одежд Иисуса. Аргумент, конечно, так себе, но Преображение Иисуса на фоне сверкающих снежных вершин Ермона и фантастического вида оттуда на всю северную часть Израиля выглядело бы, действительно, гораздо более зрелищно, чем среди лесных зарослей на низенькой плоской верхушке Фавора)))

Источник: https://www.casualenglishbible.com. Сравните высоту Фавора и Ермона и их расположение.
Источник: https://www.casualenglishbible.com. Сравните высоту Фавора и Ермона и их расположение.

В пользу Ермона (косвенно, конечно) может говорить и то обстоятельство, что эта гора с древних времен считалась местом соприкосновения земли и неба, мира физического и мира духовного. Священные горы были во многих религиях мира и с ними связывались самые разные мифологические сюжеты. Неудивительно, что и гору Ермон постигла такая же участь: в древнееврейской мифологии она стала наделяться особым духовным смыслом. 1-я книга Еноха (еврейский апокриф III – II вв. до Р.Х.) говорит, например, что именно гора Ермон стала теми вратами, через которые вошли в мир «сыны Божии», вступившие в брак с «дочерями человеческими» и произведшие на свет «исполинов» (Быт. 6:1-4):

«И они спустились на Ардис, который есть вершина горы Ермон; и они назвали её горою Ермон, потому что поклялись на ней и изрекли друг другу заклятия» (1 Еноха 2:6)

Тут у меня лично возникает мысль по поводу Моисея и Илии. Они ведь в момент Преображения тоже пришли в наш мир из другого мира, духовного. Так почему бы им не сделать это на Ермоне, который так и так считался у евреев "небесными вратами"?

В общем, мысль о том, что Преображение Христа могло произойти на Ермоне, меня как-то заворожила. Было бы очень символично и красиво, если бы Иисус просиял небесным светом именно там.

Впрочем, ни Ермон, ни Фавор, ни любая другая гора Галилеи и прилегающих областей не могут полноценно претендовать на роль горы Преображения. Просто потому, что в евангелиях на этот счет ничего не сказано, а догадки, гипотезы, предположения – это всегда условность.

Интересно, что в истории встречались и более экстравагантные мнения насчет того, какую гору можно считать горой Преображения. Например, анонимный паломник из Бордо, посетивший Святую землю в 333 г. н.э. и оставивший путевые заметки (так называемый «Бордосский итинерарий» или «Бордосский путник»), пишет:

«Отсюда всходишь на гору Масличную, где Господь перед страстью учил учеников. Здесь, по повелению Константина, сооружена базилика дивной красоты. Невдалеке отсюда небольшая гора, куда Господь, взяв с Собою Петра и Иоанна, взошел молиться, и явились Ему Моисей и Илия» (Бордосский путник // Православный палестинский сборник. Вып. 2. СПб. 1882)

Получается, что гору Преображения автор помещает вообще в Иудее, к востоку от Иерусалима, рядом с горой Елеон ("Масличной" горой). То ли он перепутал Преображение и Вознесение, совершившееся на Елеоне, то ли реально (и вопреки евангельским данным) считал, что Преображение совершилось в Иудее – неясно. Но такая вот версия тоже была в истории, значит, и мы можем предлагать версии, альтернативные традиционной)))

На этом пока всё. До новых встреч на страницах канала «Христианство»!

P. S. Очень рекомендую "Casual English Bible" (https://www.casualenglishbible.com). Библейскими картами и атласами сейчас никого особо не удивишь, но это 3D-карты и подобраны они ко всем главам Библии. Очень удобно: открываешь конкретную главу и тебе сразу открывается карта местности, где происходили описанные в этой главе события. Не надо весь атлас листать и из общего вычленять частное: все уже сделано)))