Психологический запор у детей
. В детском возрасте может быть так, что ребёнок зажимается и удерживает процесс дефекации. Попросту сказать отказывается какать и специально зажимает
мышцы.
. Сказать о том, что это психологическая проблема , можно, если проведено комплексное обследование работы ЖКТ и собрана информация о истории семейной системы.
Когда родители обращаются ко мне с такой проблемой у детей, то я обязательно прежде общаюсь по телефону и задаю ряд вопросов, которые мне позволяют понять смогу ли в этой истории помочь или нет.
Часто родители видят мою помощь, как работу непосредственно с ребёнком. И это понятно:ребёнку плохо и ему надо помочь.
Но чаще всего, чтобы решить эту проблему, мне необходимо работать со взрослыми людьми, окружающими ребёнка, воспитывающими его.
Я могу ребёнка посмотреть, чтобы была дополнительная информация о причине сложившейся проблемы, но не во всех случаях и это нужно.
Многие родители настороженно относятся, что психолог будет работать с ними. Они могут иногда это воспринимать, как то, что специалист как бы обвинил их в том, что у ребёнка проблемы.
Поверьте, у меня и в мыслях этого нет. Для меня родители, которые озадачены проблемой ребёнка и ищут способы помочь, априори хороши, заботливы и внимательны.
Почему же именно нужно выходить на
работу с родителями?
Попробую объяснить на нескольких примерах. Всего нескольких, а на самом деле вариантов причин психологического запора множество.
Например, ребёнку неприятен запах "своих какашек". И тогда я исследую как в семейной системе проживают отвращение.
Проживание отвращения -это возможность понять, что не подходит, не нужно, не употребимо и "выпленуть" из себя. Можно ли в этой семье выражать своё отвращение:говорят ли они спокойно и легко о том, что им не нравится. Могут ли они, если кому то не нравится , признать за человеком право жить в его "не нравится".
Позволено ли в семье "выплёвывать кашу", если она не нравится.
Вы можете спросить при чём здесь каша, отвращение и запор? При том, что выплёвывание- это выход ненужного из себя. И это процесс синонимичен дефекации.
Наш мозг очень интересно работает)
Почему в терапии нужны родители?
У взрослых есть ресурс :у них созрел мозг для осознаваний, рефлексии, возможности изменять привычный разрушающий механизм. На этом взрослом, родительском ресурсе и строится работа в терапии.
Родители изучают с помощью психолога, а как они обнаруживают и проживают своё отвращение или не обнаруживают и не проживают.Учатся и обнаруживать и проживать.
И вуаля!
Научившись, взрослые невольно научают этому ребёнка, и проблема ребёнка испарилась.
Всегда ли эта тема связана с отвращением?
Нет. Например, это может быть стыд.
Взрослые решили, что ребёнок в 1,5 года уже повзрослел и в связи с этим за ним "закрепляется" ряд действий, которые он обязан выполнять. И если он в этот период какает в штаны, то это стыдно.
Делается ли это взрослыми намеренно или "по глупости"?
Нет. Это процесс неосознаваемый и неспециальный. И к глупости никакого отношения не имеет.
Работая с взрослыми , обнаруживается и показывается, как в семье проживают стыд . Проясняется, что в 1,5 года ребёнок еще не повзрослел. Взросление то это что? Созревание зон в коре головного мозга. Созревание происходит до 18-20 лет. А некоторые зоны развиваются в течение жизни. Мы можем хотеть и ждать сколько угодно, но если зоны не созрели, то хоть объясняй, напрягайся,кричи, ребёнок не выдаст результат.
К взрослению, конечно же, относится и взятие ответственности и возможность рефлексировать и и и и. Но сейчас речь не об этом.
Услышав, что взросление связано с созреванием зон , умные родители (а ко мне всегда приходят именно такие) начинают осознавать процесс взросления и каканья в штаны по иному. И тогда мы исследуем : зная сейчас про ребёнка и его взросление, что происходит со взрослым стыдом.Чувство стыда сохраняется, понизилось или исчезло вовсе в этой ситуации? А если стыд сохраняется, то это о чём? Какая есть история в семейной структуре про стыд?
Изучается полезность стыда-на благо человека или вредность стыда-на разрушение человека. У каждого чувства есть "палка о двух концах". И стыд не исключение.
Полезность берём и используем как ресурс, а разрушение убираем и обновляемся новыми осознованиями и научениями.
А при чём здесь стыд родителей и психологический запор ребёнка?
Стыд -это удержание, остановление процесса. Обретение "разумного" стыда помогает процессам идти легче, без натужного удержания. Родители учатся опознавать свой стыд, действовать, чтобы силу стыда понизить, ребёнок невольно этому процессу научается. Вуаля, и процесс каканья восстанавливается!
Чудеса да и только!
Наш мозг интересно работает)
Без "психологической детективы": сбор информации и определении точки проблемы, не справиться. Ну, ещё не справиться без знания об эмоциях, системных семейных процессах и ещё кое-чего)
Вот и получается, что ребёнок не может спокойно и легко покакать, а помочь ему в этом могут хорошие, умные, заботливые взрослые: родители и психолог😉
Автор: Подобедова Снежанна Эдуардовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru