Про такие сессии пишут в 1 из 10 книг по психологии, про такие случаи вообще говорят единицы. Уж тем более психологи не говорят о своих неудачах на широкую аудиторию. В этой статье я нарушу традицию блюсти бело-пушистость и поделюсь теми случаями, от которых я меня земля из-под ног выбилась.
Раз уж здесь я говорю без обиняков, прямо и открыто, то поделюсь с вами неприглядной изнанкой психологической работы
Знаете, порой клиенты могут слить весь свой праведный гнев, бессилие, тотальное обесценивание на психолога. Или уйти в разгар психологической работы, потому что привычнее «уходить по-английски» от проблем и сильных чувств. Проще сбежать, поджав хвост, когда на душе становится чуток дискомфортно и тревожно.
Как психолог я сижу в такие моменты с лицом лица и ни черта не понимаю. Что пошло не так? Дело во мне, я напортачила? У клиента переклинило?
У меня лично были такие сессии, после которых чувствовала себя разбитой вдребезги
Один случай был в колледже, где я работала педагогом-психологом. Ко мне обратилась девушка, которая хотела получить психологическую поддержку. По крайней мере, с такими словами она зашла в кабинет.
3 года назад я с большим участием и близко к сердцу приняла запрос. Мне реально захотелось помочь ей.
Как только закрыла дверь, начала разговор и спросила, как клиента живёт, начался лютый звиздец.
Молодой педагог-психолог со своей открытой душой и благими намерениями интересовалась клиенткой, её жизнью и в чем, собственно, ей понадобилась поддержка. Задавала уточняющие вопросы, и минут через 10 получила звонкую ментальную пощёчину. А потом ещё одну. И ещё… И так остальные полчаса.
Эти пощёчины не буквальные. Они облачились в слова обесценивания, презрения, ядовитой агрессии в ответ.
- Да вы ничем не помогаете. Зачем мне ваши дурацкие вопросы? Как ещё вы можете мне помочь? Мне-то откуда знать, вы же психолог. Что мне делать, когда дома мать приводит мужиков, а у меня даже своего угла нет. Вот посоветуйте, что я должна сделать? Бесит, вы ничерта не помогаете.
Девушке самой было настолько больно и тяжело, что она слила весь накопившийся негатив на меня. Я же просто была не готова к такому повороту событий. И как дура выдержала сессию. Было больно. Тогда я впервые почувствовала себя помойным ведром, а не психологом.
Соц.педагог ещё с таким удивлением посмотрела на меня, когда я вернулась в наш общий кабинет после сессии. Заварила чаёк, поддержала.
По жизни я похожа на питона, которого едва можно обеспокоить чем-то будничным. А здесь на мне лица не было.
Другой случай пережила недавно
С клиентом мы работаем давно и очень плодотворно. Вышли на фееричный уровень доверия и взаимопонимания.
Знаете это ощущение, когда прям кайфуешь от работы? Вот это оно!
Я в тотальном восторге от каждой нашей сессии. Клиент проработанный, осознанный, готов уделять внимание чувствам и ощущениям. Ох, телесный терапевт во мне трепетал от восторга.
Смена фокуса в работе - норма. Но такой резкой смены течения терапии я не ожидала
Я отчаялась. Катастрофически ужаснулась. Потеряла почву под ногами. Приходила в себя несколько суток, восстанавливая осколки трёх сессий по частям. Вот, что произошло:
Мы с клиентом частенько крутились в последние встречи вокруг тем с дистанцией, отношениями, воспоминаниям из детства. Дело двигалось медленно, но верно.
Может быть это знакомо вам.
Вырастаешь в семье, где есть и мама, и папа. Но нет любви между ними. Зато семья изобилует жёсткими установками, холодностью, неприглядными историями, которые из дома не выносятся.
Когда становишься взрослым, видишь, каким мусором забита голова и какие тяжёлые события мешают жить полноценно сегодня.
Например, строить отношения, сближаться с девушками… В голове красной лампочкой загорается сигнал «SOS».
Мы активно работали над темой, рядом с которой расстелили соломку. Сессия развернулась глубоким погружением в проблему, где можно было заметить, что клиент «сливается» с другим человеком и перестаёт замечать себя. Естественным выходом было - почувствовать себя, отделиться, вернуть себе границы.
- Я не заметила, что это для него оказалось сложно.
- Он же ни слова не сказал, что всё происходящее для него сложно.
На следующей встрече я знатно отхватила той самой агрессии, дистанцирования и отвержения, которые клиент не смог выразить словами на прошлой встрече. Зато резкое заявление о прекращении работы и холодность помогли мне на своей шкуре прочувствовать всю ту гамму чувств, про которые он реально не мог мне сказать прямо.
И во что это вылилось?
Ощущение, что я в воду опущенная. Было сильное потрясение, от которого опору будто выбило из-под ног.
Логически это не объяснить. За годы практики я выработала ещё большую устойчивость, чем прежде.
Но всё это идёт коту под хвост, когда клиент мастерски генерирует ситуацию (важно, он делал это подсознательно), чтобы собеседник запихнулся в его шкуру и ощутил на себе все прелести аффекта.
Ммм, сладкое послевкусие отчаяния после сессии
Это жутко неприятно. Требуется колоссальный запас личной проработанности и уверенности в себе. Плюс щедрая щепотка самоанализа. Чтобы отделить мух от котлет. Свои собственные мысли и чувства от «чужой шкуры».
«Чужая шкура» - это неуловимый в психологии контр-перенос. Его сложно заметить в процессе. Проще - после сессии.
В любом случае, работа психологом может обернуться неприглядной стороной. Ощущением себя как помойным ведром. Будь я холодна и отстранённа, было бы проще. Но я по сути человек сопереживающий и внимательный к другим. От этого бывает реально больно.
Были ли у вас такие ситуации в жизни, когда происходила какая-то чертовщина и вас засасывало в пучину чужих переживаний?