Найти тему

Родительское поклонение особенному ребенку и наоборот - все вылезет в его поведении

Казалось бы, что за явление такое, которое противоречит тому, что ежедневно видим и слышим мы с коллегами у себя на работе в нашем любимом социальном спецучреждении для детей с особенностями развития?

Чаще всего мы (не только педагоги, но и другие сотрудники) наблюдаем обратное: любому ребенку (хоть малышу, хоть подростку, хоть "сохранному" ребенку с двигательными нарушениями, хоть кричащему аутичному "попрыгунчику", хоть ползающему почти по потолку маленькому "человеку-пауку", не понимающему обращенную речь) мамочка внушает, что он - самое любимое, единственное и самое-самое "центральное" сокровище.

Но ведь… этим "многогранным" сокровищем каждый ребенок является ТОЛЬКО для своей мамы! Да, это прекрасно, что мама любит, заботится, защищает, души не чает, ухаживает, балует и милует, однако это не означает, что вот так этого ребенка любить-лелеять-баловать обязан кто-то другой: воспитатель в садике, медсестра в поликлинике, соседи, мамины подружки, да хоть кассир в магазине возле моего дома, где один ребенок вчера опрокинул коробку со жвачками (да, вчера вечером, стоя в очереди, попала на такой эпизод).

Кстати, об эпизоде...

Если что, мальчик действительно не случайно опрокинул коробочку! И сама коробочка - не висела "на соплях", а стояла на стеллаже. И стеллаж этот - всю жизнь там стоял, то есть лет 7 до вчерашнего дня он никому не мешал и никто не жаловался на его расположение и тем более не громил его.

А ребенок - реально вел себя весьма вызывающе для обывательского взгляда: бил по стеллажам, подпрыгивал, "вокализировал" (громко и протяжно кричал-рычал), дергал за ленточки из кофейных пакетиков. Ну и вот достучался… коробочка полетела вниз, а узенькие пачки со жвачками рассыпались по полу.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Секунд 20 молчания в очереди. Пара чьих-то вздохов и цыканий. А потом мама как бы вскользь сказала:

- Ай-ай, зайкин мой, нельзя так делать. Давай, стой тут. А то я уже вижу, как ты всем здесь мешаешь.

Но с таким видом сказала, будто бы обиделась, что люди из очереди смотрели на них неодобрительно.

А потом, расплатившись за товар, с достоинством удалилась.

Да, признаюсь!

Я - тоже одна из тех, кто смотрел неодобрительно. Но не на мальчишку (его-то и невооруженным взглядом можно отличить от "обычного" сверстника), а на то, что мама с сыном спокойно покинули магазин, не удосужившись устранить последствия "погрома" и даже не извинившись. И на то, что это - нормально, когда девушка-кассир, вместо того, чтобы предъявить расхулиганившимся покупателям, провожает их спокойным взглядом, а сама зовет какого-то Сашу, чтобы тот собрал с пола жвачки и посмотрел, есть ли видимые повреждения (наверное).

Сама-то она собрать не может, выход из кассы - на одной стороне, жвачки рассыпаны на другой, проход - уже достаточно забит людьми, ну и, как всегда бывает в магазинах в час пик, работает только одна касса.

Но, как сказала женщина из очереди, "мамочка - клиент, и прав у нее больше, и если бы ей сотрудники магазина сделали замечание, она бы не только жалобы на магазин накатала, но еще и предъявила, что не отнеслись с должным терпением к ее сыну. Кассир же - молча кивнула, а парень Саша (собиравший жвачки) буркнул себе под нос что-то тихое, но матерное.

То есть, на деле выходит раздайся море! Расступитесь волны! Трепещите! ПрЕклонитесь! Мы царь, король, Бог всех Богов. Мы с моим особенным ребенком идем за покупками! А если что худое за нас промолвите берегитесь! Засужууу!

Говорят, эту даму уже несколько раз в этом магазине видели, но она - не из местных, а просто ездит с сыном в частный физиокабинет недалеко от этого магазина. Ну, видимо, часто ездит, раз уже примелькалась. И, наверное, помогают процедуры, если ездят сюда за деньги.

Но, по крайней мере, в наше бесплатное учреждение, где я работаю, эти люди никогда не приезжали…

Но зато приезжали другие. Не менее интересные!

Удивительный ребенок Миша

Миша - ребенок из недавней смены нашего стационара (лежал один, без мамы), мальчик 9 лет, психоэмоциональные нарушения плюс еще двигательные: чуть прихрамывает на одну ногу и не разгибает 2 пальца (безымянный и мизинец) на левой руке.

Очень тревожный мальчишка был, часто плакал, трясся. Если кто-то рядом громко кричал или дрался, Миша прятался в шкаф или под кровать, а то и на другой этаж мог ускакать босиком. Он иногда таким образом до нашего "творческого" кабинета доскакивал. И оставался у нас надооолго…

Почему оставался?

Потому что нравилось ему творчеством заниматься! Серьезно. Когда он брался за какую-нибудь поделку или рисунок, он становился совершенно другим человеком: не "нытиком-хлюпиком", а "воодушевленным создателем". И даже его нерабочие 2 пальца не мешали ему творить! А разве педагоги против такого рвения на занятия? Да мы готовы любой уголок в кабинете освободить и посадить его, раз в сто лет в стационаре деятельный человек появляется!

Миша в условиях стационара

С детьми Миша особо не водится, не любит шума и визгов (я тоже!). А со взрослыми… Кажется, что он - слишком вежливый и безотказный. И будто бы нарочно пытается всем угодить, а то и "переугодить".

  • Если воспитатель в стационаре просит его привести в порядок кроватку, он поправит и натянет покрывало не только на своей, но и на соседских. А еще и на тумбочке приберет, и стульчики расставит.
  • А в столовой, в первые дни пребывания, он после завтраков-обедов САМ подходил к раковине со своей посудой и начинал МЫТЬ! Говорят, работниц пищеблока чуть не парализовало от удивления, мол, тетки увидели такое впервые, за все годы работы на различных детских кухнях. И ведь Миша не играл, не выпендривался! Он действительно думал, что так и надо!
  • И на уроках труда он мог не хуже старшей девочки пришить большую пуговицу на ножке к куску ткани (с его-то руками)! А когда его трудовик спрашивала, умеет ли он вещи стирать, картошку чистить или утюгом пользоваться, Миша почти на всё отвечал:

- Умею! Не верите? Я покажу!

Но ему не надо было дополнительно доказывать, ведь он на том же кулинарном мастер-классе "по винегрету" всё успешно доказал своим активным участием!

В кабинете труда

Точнее, у нас это называется "комнатой бытовой адаптации". Но это не важно.

Помогаю трудовику готовиться к видеоуроку по плетению, вместе с ней скручиваем газетные трубочки. А Миша - тоже с нами работает, сам помочь вызвался (ммммм, прееелесть!)

И, вот так, за работой, разговор зашел...

Трудовик говорит Мише:

- Мммм, Мишенька, какой же ты молодец! Как тебя мама хорошо всему научила! Умница мама твоя! Ты столько всего умеешь делать!

Мишка улыбается, но как-то неестественно:

- Мне нельзя не уметь! Мне всегда надо всё уметь!

- А почему всё и всегда? Ты же человек, а не робот! - говорю Мише (как взрослому).

А он отвечает:

- Мама сказала, что если я не буду приносить пользу, то меня сдадут. Я не знаю куда. Как говорит папа - туда, куда сдают какой-то мусор.

Шта?

Кажется, я начинаю "допетривать", о каком таком "мусоре" говорил папа…

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Смотрю на учителя по труду, она - на меня. А Миша - на нас поочередно. И говорит:

- Ну вот же, я тут сейчас пользу приношу! Значит, меня не сдадут, правильно?

О, боги! А я-то ведь думала, что у меня давно исчезли способности чувствовать переживания другого человека, а тут - прямо даже стало стыдно показывать, что мне все-таки больно.

Воспитатели об этом знают

Частично. Семья Миши - не из нашего города. Мама - приезжала по выходным. Воспитатели говорят, приличная с виду женщина, не хабалка, улыбчивая и без "привычных мамских заморочек".

  • На обычные вопросы об отношениях Миши с родными - отвечала в духе "как у всех, так и у нас". А то и вежливо сворачивала разговор.
  • А на приглашение от Мишиного психолога на беседу - опять же вежливо отказала, аргументировав тем, что в будний день она в город не может приехать.
  • И, по сути, лезть в чужую семью никто не имеет права! И Миша - сам без синяков. И когда при нем про родителей говорят - не сжимается и не плачет.
  • И вообще, никто свечку не держал! А Миша, учитывая его "особенности", мог бы просто оказаться обычным фантазером или пересказчиком чужих историй…

Но, с другой стороны, слишком уж складная история выходит.

А вывод - так вообще ломовой получается: то есть, чем больше мы ребенка любим, тем меньше слушается он?

Или методы воспитания каждого ребенка настолько индивидуальны, что даже роднейший родитель может не успеть за всю жизнь подобрать правильный ключ.

Дорогим читателям желаю находить ключи к счастью близких. И получать такие же от них.

А от Вас - буду рада получать одобрения, верные визиты и новые подписки.