Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Занятие по элементарным математическим представлениям для детей старшей группы (5—6 лет) «Клуб юных детективов»

Оглавление

Программные задачи:

  • закреплять представления детей об условной мерке, днях недели, частях суток, смене суток;
  • определять связи и отношения между смежными числами, понимать и точно выполнять инструкцию взрослого;
  • ориентироваться в пространстве, упражнять в умении измерять величину линейной протяжённости с помощью условной мерки;
  • развивать внимание, слуховое и зрительно-пространственное восприятие, память, логическое мышление, мелкую моторику;
  • воспитывать умение договориться, работать в парах, координируя свои действия с действиями партнёра, настойчивость в достижении цели.

Материал и оборудование: карточка с изображением нотного стана, по 6: мольбертов, валиков для краски, подставок для валиков, баночек гуаши, листов бумаги формата А2 с нанесённым воском изображением Петуха, Кота, Пса, Осла, Трубадура, Принцессы; по количеству детей: нотки жёлтого и голубого цвета, карточки с изображением музыкального уголка до и после пропажи инструментов, листы из тетради в крупную клетку, простые карандаши, следы, квадраты из геометрического набора, салфетки, рисунки-ассоциации, музыкальные инструменты: барабан, гитара, баян, скрипка, труба, детский синтезатор, фотографии с изображением их местонахождения, аудиозаписи: звучания барабана, гитары, баяна, скрипки, трубы, фортепиано, «Песня друзей» (сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова), голоса Принцессы, мультимедийная презентация, мультимедийная установка.

Предварительная работа: просмотр с детьми мультфильма «Бременские музыканты» (студия «Союзмультфильм», 1969).

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня я заметила, что в нашем музыкальном уголке пропала часть инструментов. Вчера днём они лежали на своих местах (на экране — фото музыкального уголка с инструментами), а сегодня утром музыкальный уголок выглядит так (на экране — фото, на котором отсутствует часть музыкальных инструментов).

Как вы думаете, кто мог взять наши инструменты? (Ответы детей.) Предлагаю отправиться в «Клуб юных детективов» и установить, кто приходил к нам в группу, кому и для чего понадобились наши музыкальные инструменты.

Игровое упражнение «Когда это произошло»

В. Нам необходимо установить, когда пропали инструменты. Что мы точно знаем? Вчера инструменты находились на своих местах, сегодня их уже не было. Следовательно, когда случилось происшествие? (Вчера.) Установим, в какое время суток это могло случиться.

На экране изображено деление суток на части.

В. Вчера днём инструменты лежали на полках, сегодня утром их не обнаружили. В какое время суток они могли пропасть? (Вечером, ночью.)

Для точности нам необходимо определить, в какой день недели случилось происшествие. Сегодня четверг, значит, вчера была… (Среда.) Мы установили, что музыкальные инструменты пропали вчера, в среду, вечером либо ночью.

Узнаем, какие инструменты пропали.

Игровое упражнение «Осмотр места происшествия»

Перед каждым ребёнком лежат карточки с изображением музыкального уголка до и после пропажи инструментов. Детям необходимо их сравнить, найти отличия и обвести карандашом изображения тех инструментов, которых не хватает.

В. Предлагаю проверить, правильно ли мы справились с заданием.

Игровое задание «Узнай по звучанию»

По очереди звучат музыкальные инструменты. Дети узнают их по тембру звучания, на экране появляются соответствующие изображения.

В. Сколько всего пропало инструментов? (Шесть.) Назовите, какой инструмент третий по счёту? (Труба.) Ян говорит, что труба лежит на третьем месте, а я утверждаю, что на четвёртом. Кто из нас прав? Почему? (Ответы детей.)

Какой инструмент находится между четвёртым и шестым? Назовите инструмент, который находится за вторым инструментом. (Ответы детей.)

Гимнастика для глаз «Послушные глазки»

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса!

(Закрывают глаза.)

А теперь мы их откроем,

(Открывают глаза.)

Через речку мост построим.

(Глазами «рисуют» мост.)

Нарисуем букву «о», получается легко.

(«Рисуют» глазами букву «о».)

Вверх поднимем, глянем вниз.

(Смотрят вверх, затем вниз.)

Вправо-влево повернём,

(Смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнём.

(Моргают.)

В. Продолжаем наше расследование.

Игровое упражнение «Измерим длину следа»

В. На месте пропажи оставлено большое количество следов разного размера. Нам необходимо установить размер обуви похитителей и сколько их было. Чем можно измерить длину предмета? (Линейкой, счётными палочками, верёвкой, геометрическими фигурами, шагами.) Сегодня мы будем измерять длину следов при помощи условной мерки. Измерив след, нарисуйте в окошке, которое располагается на самом следе, столько точек, сколько отрезков вы отмерили. (Дети выполняют задание.)

Пальчиковая гимнастика «Мы считали»

Мы считали, мы писали,

Наши пальчики устали.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

А сейчас мы отдохнём,

(Пошевелить пальцами.)

Заниматься вновь начнём.

(Хлопать поднятыми руками.)

Игровое упражнение «Найди пару»

В. Сейчас давайте узнаем, сколько было похитителей. Для этого каждому нужно найти свою пару следов. Например, (называет имя ребёнка), у тебя какой размер следа? (Шестой.) У кого ещё след шестого размера? (Второй ребёнок обозначает себя.) Замечательно, у нас получилась пара следов обуви шестого размера.

Далее остальные дети находят свои пары.

Игровое упражнение «Посчитаем следы»

В. Какой самый большой размер следа? (Девятый.) Какой самый маленький размер? (Четвёртый.) Какой размер находится между четвёртым и шестым? (Пятый.) Какой размер стоит перед восьмым размером? (Седьмой.) Так сколько всего было похитителей? (Шесть похитителей.)

Ребята, у нас есть схема какого-то маршрута. Интересно, куда он нас приведёт.

Задание «Графический диктант»

Дети индивидуально выполняют задание на листе из тетради в крупную клетку: 4 клетки вверх, 4 клетки направо, 3 клетки вверх, 1 клетка налево, 3 клетки вверх, 4 клетки направо, 1 клетка вверх, 2 клетки направо.

В. Куда же привёл нас маршрут? (На экране появляется изображение мольберта.) К мольбертам. Предлагаю выложить из следов дорожку к ним.

Игровое упражнение «Выложи дорожку»

В. Найдите в группе точку отсчёта, она отмечена квадратом красного цвета. Итак, приступаем к заданию.

Каждая пара детей выкладывает друг за другом дорожку к мольбертам из следов в порядке возрастания их размеров.

Игровое упражнение «Зашифрованное послание»

В. Мы подошли к мольбертам, здесь разложены краски. Интересно, для чего похитителям понадобились краски? Возможно, это зашифрованное послание. Обратите внимание на листы бумаги. Может быть, на них что-то изображено? (Да, на них проведены линии.) В парах станьте у мольберта. При помощи валика закрасьте лист бумаги сверху вниз. (Дети выполняют задание.) Какое изображение вы увидели? (Дети по очереди уточняют, что нарисовано на их листе бумаги: Петух, Кот, Пёс, Осёл, Трубадур, Принцесса.) Что объединяет эти изображения? (Это герои мультфильма «Бременские музыканты».)

Звучит «Песня друзей». На экране появляются изображения Бременских музыкантов и Принцессы.

Принцесса (в аудиозаписи). Ребята, извините за то, что мы без вашего разрешения взяли музыкальные инструменты. Они были очень нужны нам для выступления. Вечером в детском саду была заведующий, она и разрешила нам воспользоваться ими. Инструменты мы вернули. По фотографиям вам необходимо узнать место в группе, где они находятся. Фотографии найдёте в правом нижнем углу третьего окна группового помещения. Большое вам спасибо!

Игровое упражнение «Ищем инструменты»

Дети находят фотографии, затем в парах по ним — музыкальные инструменты, возвращают их в музыкальный уголок.

В. Все инструменты на месте. Давайте определим, кто на них играл.

Игра «Чей инструмент?»

На инструментах с обратной стороны прикреплены рисунки-ассоциации (на барабане — будка, на скрипке — мышка, на детском синтезаторе — корона, на трубе — красные сапоги, на гитаре — нотный стан, на баяне — сено и повозка). Детям необходимо определить, на каком из инструментов играл тот или иной герой.

В. Как видите, ребята, действовать сообща — легко и весело.

Чем вам было интересно заниматься сегодня в «Клубе юных детективов»? Что нового вы узнали? Какое задание было самым трудным? (Ответы детей.)

Рефлексия «Мелодия моего настроения»

В. По характеру мелодии всегда можно узнать, какое у человека настроение. Придумайте свою мелодию настроения после нашего увлекательного приключения, а помогут вам в этом нотки. У кого хорошее, радостное настроение, тот поместит на нотный стан нотку жёлтого цвета. Кто устал, у кого занятие не вызвало положительных эмоций, возьмёт нотку голубого цвета. (Дети выполняют задание.) Итак, послушаем, какая мелодия у нас получилась.

Звучит «Песня друзей».

В. Настроение у всех замечательное! Мы очень дружная команда, которая берётся за любое, даже за самое трудное расследование. Сегодня наш «Клуб юных детективов» заканчивает свою работу. Завтра нас ожидают новые интересные приключения!