Найти тему
Социальная практика

Девиантное поведение подростков: причины и следствия

Использованы элементы дизайна cnillustrations и freepik на правах свободной атрибуции
Использованы элементы дизайна cnillustrations и freepik на правах свободной атрибуции

В прошлом посте мы раскрыли теоретическую составляющую девиантного поведения. Сегодня же мы рассмотрим девиантное поведение обучающихся, подростков в частности. Подростковый возраст связан со многими переживаниями, изменениями в личности и душевными терзаниями. Некоторые девушки и юноши не справляются давлением, возложенным на их хрупкие плечи и новыми обязанностями, висящими над ними дамокловым мечом, вследствие чего их поведение может измениться в худшую сторону.

В связи с этим девиантное поведение подростков привлекает все больше внимания специалистов и общественности.

Причины девиантного поведения в подобном возрасте могут быть разнообразными:

  • проблемы в семье;
  • негативное влияние окружения;
  • психологические трудности;
  • выражение своего негативного отношения к окружающей среде;
  • попытка справиться с эмоциональными проблемами;
  • несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения;
  • наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Безусловно, девиантное поведение в подростковом возрасте является актуальной проблемой современного общества. И тут появляется вопрос: а чем же таким занимаются сейчас тинэйджеры, что выходит за рамки нормы? Предлагаем обратиться к статистике.

Эксперты дали следующую оценку относительно распространенности отдельных проявлений девиантного поведения среди подростков. К наиболее распространенным видам девиантности в обеих рассматриваемых возрастных группах эксперты отнесли нехимические аддикции (11-13 лет – 65,2%, 14-18 лет – 67,9%), которые включают в себя игроманию, увлеченность социальными сетями и фаббинг – увлеченность гаджетами.

Так же значимыми проблемами по мнению экспертов выступают: агрессия, физическая и психологическая (11-13 лет – 62,9%, 14-18 лет – 64,0%), и химические аддикции, выражающиеся в употреблении различных психоактивных веществ (11-13 лет – 45,1%, 14-18 лет – 59,7%).

Можно отметить, что эксперты оценивают распространенность приведенных видов девиаций в группе старших подростков выше, чем в группе младших подростков. Дополнительно эксперты сформулировали такие распространенные виды девиантного поведения подростков, как бродяжничество, ложь, ненормативная лексика, систематические прогулы школы, побеги из дома.

Стоит отметить, что эти данные были собраны и проанализированы в 2022 году, но остаются актуальными и по сей день. Если вас заинтересовала данная тема и вам хочется получить дополнительную информацию по теме, вы можете обратиться к источнику в конце поста.

Одним из основных способов борьбы с девиантным поведением обучающихся является своевременное выявление и адекватная реакция на проявления этого поведения. Или же, например, профилактика.

Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медикосанитарном, педагогическом, социальнопсихологическом.

Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:

1. Комплексность.

Принцип комплексности подразумевает использование разнообразных подходов и методов в профилактике девиантного поведения подростков. Например, включение в программы профилактики образовательных, социальных, психологических и здоровьесберегающих компонентов для охвата всех аспектов жизни подростка.

2. Адресность.

Индивидуальный подход к каждому подростку, учитывая его особенности, потребности и ситуацию. Это позволяет эффективнее воздействовать на конкретного человека и предотвращать девиантное поведение, ведь у каждого человека складываются разные жизненные обстоятельства и ситуации.

3. Массовость.

Охват как можно большего числа подростков программами профилактики, чтобы создать позитивное социальное окружение и предотвратить распространение девиантного поведения.

4. Позитивность информации.

Использование позитивных и мотивирующих подходов в профилактике, направленных на развитие у подростков позитивных черт личности, уверенности в себе и здорового образа жизни.

5. Минимизация негативных последствий.

Учёт возможных рисков и последствий девиантного поведения при разработке и реализации профилактических мероприятий.

6. Личная заинтересованность и ответственность участников.

Активное участие подростков, их родителей, педагогов и других участников процесса профилактики для достижения наилучших результатов. Для борьбы с девиантным поведением подростков также важно вовлекать специалистов (психологов, социальных работников), которые могут оказать помощь как самим учащимся, так и их родителям. Консультации, индивидуальные занятия, групповая работа, тренинги – всё это может помочь детям и подросткам научиться эффективно справляться с негативными эмоциями, находить конструктивные способы решения проблем, а также развивать навыки социального взаимодействия.

7. Максимальная активность личности.

Стимулирование саморазвития, самоопределения и самореализации подростков, что способствует формированию здоровой личности и предотвращению девиантного поведения.

8. Устремленность в будущее.

Ориентация на развитие перспективных жизненных целей, мечт и планов у подростков, что помогает им избежать девиантного поведения и строить успешное будущее.

Также выделяют несколько видов профилактики:

Первичная профилактика направлена на предотвращение возникновения девиантного поведения у подростков.

Основная цель этого уровня – создание благоприятных условий для здоровьесберегающего образа жизни, формирование позитивных ценностей и навыков, а также развитие социальной компетентности.

Примеры мероприятий первичной профилактики: проведение образовательных программ по здоровому образу жизни, развитие социальных навыков и адаптации в обществе, организация досуговых мероприятий для подростков.

Вторичная профилактика направлена на выявление и своевременное вмешательство в случае начала девиантного поведения у подростков.

Основная цель этого уровня – предотвращение дальнейшего развития негативных тенденций и помощь подросткам в преодолении проблем.

Примеры мероприятий вторичной профилактики: консультации психологов и социальных работников, проведение тренингов по развитию адаптивных стратегий поведения, оказание психологической и педагогической поддержки.

Третичная профилактика направлена на реабилитацию и реинтеграцию подростков, уже проявивших девиантное поведение.

Основная цель этого уровня – помощь в восстановлении здоровья и социальной адаптации подростков после негативного опыта.

Примеры мероприятий третичной профилактики: реабилитационные программы, работа семейных консультантов, социальная поддержка и интеграция в общество.

В итоге, важно помнить, что девиантное поведение у обучающихся – это не всегда признак серьезной проблемы, но и игнорировать его нельзя. Раннее выявление и коррекция такого поведения способны предотвратить его дальнейшее усиление и перерастание в более серьезные проблемы.

Образовательные учреждения также могут сыграть важную роль в профилактике девиантного поведения. Программы социально-психологического сопровождения, тренинги по развитию навыков самоуправления и принятия решений, а также развитие системы поддержки и консультирования для учащихся и их семей – все это способствует созданию благоприятной образовательной среды, в которой каждый учащийся может расти и развиваться.

Источник: Изучение мотивов проявления девиантного поведения обучающимися, причин, условий, способствующих формированию такого поведения, а также мер, принимаемых по предупреждению и профилактике девиантного поведения обучающихся // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» URL: https://frcopeca.ru/wp-content/uploads/2022/08/analiticheskij-doklad_motivy-i-prichiny-deviacij_2022.pdf (дата обращения: 13.04.2024).