Программные задачи:
- продолжать формировать у детей умения различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, определять последовательность звуков в слове, упражнять в составлении предложений с опорой на сюжетную картину, делении слов на слоги;
- обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»; развивать фонематический слух, мелкую моторику, координацию движений, тактильные ощущения; воспитывать интерес к звучащему слову.
Материал и оборудование: карточка со схемой слова зима, демонстрационные фишки синего, зелёного и красного цвета и полоска-схема слова из четырёх звуков, карточки с изображением снега, санок, Снегурочки, сосульки, снежинки, снеговика, сугроба, снегиря, снегопада, 6 снежинок из бумаги, сюжетные карточки по теме «Зима», 4 «сугроба» из синтепона, аудиозаписи: минусовой фонограммы песни «Раз — снежинка» (сл. и муз. Л. Олифировой), «Времена года. Декабрь. Святки» П. Чайковского, по количеству детей: фишки-квадраты красного, синего и зелёного цвета, смайлики зелёного, жёлтого и красного цвета, подносы с манной крупой, магнитная доска, ноутбук.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Доброе утро, ребята! Я хочу подарить вам свою улыбку. (Улыбается.) А вы, пожалуйста, подарите мне свои! (Дети улыбаются.) Теперь давайте подарим улыбки друг другу.
В. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Хотите узнать, какое путешествие нас ожидает? (Да!) Для этого нужно отгадать загадку.
Улетели птицы,
Белы вновь поля,
Вьюга веселится,
Мёрзнут тополя.
Подскажи, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой.)
И. Ревю
Правильно, мы отправляемся в зимнее путешествие. Ребята, когда я проветривала утром группу, к нам залетели снежинки (демонстрирует), они не растаяли, потому что волшебные. Эти белые звёздочки-пушинки предлагают нам поиграть. Согласны? (Да!) Итак, игра первой снежинки (показывает).
Игра «Кто внимательный»
Воспитатель называет гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, а дети поднимают на каждый звук фишку красного, синего или зелёного цвета.
В. Вторая снежинка (показывает) предлагает следующее задание.
Звуковой анализ слова зима
У доски слово разбирает один ребёнок.
В. (называет имя ребёнка), произнеси слово зима так, чтобы мы хорошо услышали первый звук, и назови его. (Зззима, звук [з].) Какой это звук? (Мягкий согласный.) Фишкой какого цвета его обозначим? (Зелёного.) Скажи, какой второй звук в слове зима. (Гласный звук [и].) Фишкой какого цвета его обозначим? (Красного.) Произнеси слово зима и выдели его третий звук. (Зиммма.) Какой это звук? (Твёрдый согласный звук [м].) Фишкой какого цвета его обозначим? (Синего.) Произнеси слово зима и выдели его четвёртый звук. (Зимааа.) Назови этот звук. (Это гласный звук [а].) Фишки какого цвета его обозначили? (Красного.)
(Обращается ко всем детям.) Сколько гласных звуков в слове зима? Какой первый гласный звук? Второй? Какой мягкий согласный звук? Твёрдый? Сколько всего звуков в слове? (Ответы детей.)
Игра «Живые звуки»
Воспитатель вызывает четырёх ребят — это «звуки» слова зима. Дети берут фишки со схемы, расположенной на доске, и становятся так, чтобы получилось слово зима. Остальные ребята «читают» слово. Затем воспитатель подзывает «звуки» к себе: первый гласный звук, второй гласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный. Дети подходят и становятся в нужном порядке. Все «читают» слово.
Затем задания «звукам» дают дети. Например: «Звук [з’], назови слово со своим звуком. Звук [м], покружись. Звук [а], назови имя мальчика, которое начинается с твоего звука. Звук [и], расскажи о своём звуке». Выполнив задание, «звук» ставит фишку в соответствующую клетку схемы слова зима и садится на место.
В. Давайте придумаем предложения со словом зима. (Дети выполняют задание.) Теперь подвигаемся, нам пора на прогулку!
Пальчиковая гимнастика
«На прогулку мы пойдём»
На прогулку мы пойдём,
(Наклониться вперёд, пальцами обеих рук «шагать» по ногам сверху вниз.)
В шкафчике своём найдём:
(Нарисовать в воздухе прямоугольник.)
Куртку, шапку, шарф, штанишки,
(Загибать по одному пальцы на руке.)
Чтоб не мёрзли ребятишки.
(Сжимать и разжимать кисти рук.)
Повторить 2—3 раза.
Ребята! Зима — это время весёлых игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете? (Ответы детей.) Давайте слепим снеговика.
Звучит аудиозапись минусовой фонограммы песни «Раз — снежинка».
Физкультминутка
«Лепим снеговика»
Раз — рука, два — рука,
(Поочерёдно вытянуть руки вперёд.)
Лепим мы снеговика!
(Имитировать лепку.)
Три-четыре, три-четыре,
Нарисуем рот пошире!
(Провести указательными пальцами рук по губам.)
Пять — найдём морковь для носа,
(Дотронуться до кончика носа.)
Угольки найдём для глаз,
(Слегка коснуться глаз.)
Шесть — наденем шапку косо —
(Дотронуться до головы.)
Пусть смеётся он у нас!
(Улыбнуться.)
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы плясать его попросим!
(Выполнять танцевальные движения.)
В. Третья снежинка (показывает) предлагает следующее задание.
Задание «Составь предложение»
Дети по очереди берут по одной сюжетной карточке на тему «Зима» и составляют по ней предложения. Например: Девочка катается на коньках. Дети лепят снеговика. Мальчик кормит птичек.
В. Посмотрите, какие сугробы зимушка намела! (Обращает внимание на «сугробы» из синтепона.) Четвёртая снежинка (показывает) приготовила ещё одну игру.
Игра «Деление слов на слоги»
Дети по очереди берут одну из карточек с изображением снега, санок, Снегурочки, сосульки, снежинки, снеговика, сугроба, снегиря, снегопада, определяют количество слогов в слове — названии изображения и делают такое же количество шагов через «сугробы».
В. Вот игра пятой снежинки (показывает).
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель произносит предложения, детям необходимо их закончить.
А на улице мороз щиплет щёки, щиплет… (нос).
Зимний спорт теперь нам ближе — помогают в этом… (лыжи).
Льются слёзы у Оксанки — у неё сломались… (санки).
На льду погасли огоньки — снимаю я свои… (коньки).
Зимним вечером видна в небе жёлтая… (луна).
Из трубы летят колечки — это дым из нашей… (печки).
Мы не ели, мы не пили — мы снеговика… (лепили).
В. Ребята, последняя снежинка (показывает) предлагает не слепить, а нарисовать снеговика. Рисовать мы будем не карандашами, не красками, а на манной крупе.
Перед каждым ребёнком — поднос с манной крупой. Звучит аудиозапись «Времена года. Декабрь. Святки».
Рисование «Снеговик»
Дети выполняют движения руками по крупе согласно тексту:
Снег пушистый нагребаем
И рисуем ком большой.
И ещё раз нагребаем,
И рисуем ком второй.
Мы рисуем третий ком —
Будешь ты снеговиком.
Глазик, глазик, нос-морковка,
Рот большой, вверху — ведёрко.
С. Слобожанина (перераб.)
В. На этом наше зимнее путешествие закончилось. Что вам запомнилось, что понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Рефлексия
В. У вас есть смайлики. (Раздаёт детям.) Зелёный смайлик означает: всё отлично, жёлтый — всё хорошо, красный — что-то не получилось. Выберите смайлик, который вам сейчас подходит больше, и покажите его друг другу и мне. (Дети выполняют задание.) Всем спасибо!