Министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен сообщила, что между Польшей, Германией и Нидерландами подписана декларация о свободном перемещении войск и военной техники НАТО по территории трех государств.
Документ направлен на более глубокую интеграцию в военной сфере и быструю эффективную передислокацию воинских контингентов альянса. В его руководстве замысел о свободном перемещении войск по территории государств-членов возник уже давно, а в 2018 году Европейский Союз принял план общей политики безопасности и обороны, который предусматривал постоянное структурированное сотрудничество всех стран ЕС за исключением Мальты и включал в себя ряд масштабных интеграционных мероприятий.
Он предусматривает участие государств объединения в мероприятиях самой различной направленности воинской деятельности: от обучающих программ для старших офицеров до более масштабных инициатив, как, например, «Военная мобильность». При этом любое государство ЕС по собственной инициативе может участвовать в любой из программ или не участвовать ни в одной из них.
Программа «Военная мобильность» была принята только после того, как командующий вооруженными силами США в Европе Бен Ходжес обратил внимание на длительную процедуру согласования маршрутов перемещения войск по территории отдельно взятых государств Евросоюза. С целью стимулирования военных ведомств европейских государств США, Канада и Великобритания в 2016 году приняли для себя подобную программу и заявили об участии в ней, создав таким образом «межконтинентальный военный транспортный коридор». Только в тот момент Европа не обратила никакого внимания на инициативу.
В начале прошлого года, когда спираль военной истерии в НАТО начала раскручиваться все больше, в министерстве обороны Нидерландов решили создать все необходимые условия для приема войск и военных грузов из США, Канады и Великобритании и активировать программу «Военная мобильность» для Европейского Союза. Инициатива поначалу поддержки не нашла, но Германия и Нидерланды заключили соглашение об интеграции сухопутных войск последней в состав бундесвера, что было предусмотрено одной из программ плана общей политики безопасности и обороны ЕС. А сейчас Нидерланды, Германия и Польша решили присоединиться к программе «Военная мобильность», чтобы открыть для себя возможность принимать воинские контингенты и военные грузы из США, Канады и Великобритании без всяких бюрократических проволочек, на которые жаловался почти 8 лет назад Бен Ходжес. Помимо простого перемещения войск и арсеналов «Военной мобильностью» предусмотрена модернизация имеющихся транспортно-логистических сетей и строительство новых.
Американцы не теряют надежды, что со временем все государства ЕС присоединятся к «Военной мобильности» и тем самым создадут общий военный транспортный коридор НАТО в Европе, несмотря на явную неготовность некоторых европейских столиц фактически лишиться военного суверенитета.
Вполне понятно, что американцы будут всеми силами продвигать инициативу военного транспортного коридора для организации более быстрых поставок военных грузов Украине, но в будущем это может стать серьезной угрозой для Союзного государства Беларуси и России, к границам которого уже сейчас продвинулся «коридор» даже с минимальным составом участников. Под удар поставлены западные регионы нашей страны, северные — в России и Калининградская область, а также — частично акватория Балтийского моря. Созданный коридор НАТО уже тестирует на самых масштабных со времени «холодной войны» учениях «Стойкий защитник — 2024». Сегодня он способен примерно за 10 дней пропустить к рубежам Союзного государства около 100 тысяч натовских военных с техникой и арсеналами, но американцы планируют довести пропускную способность до полумиллиона солдат, офицеров и обслуживающего персонала.
Нашим государствам в такой ситуации необходимо нарастить эффективность работы всех видов разведки, что позволит просчитать логистику передвижения личного состава и техники НАТО и их дальнейшую дислокацию, а также развивать собственную инфраструктуру, создав новые сухопутные, воздушные и морские военные транспортные коридоры.
Автор: Александр Черный