Американский мини-сериал «Мейр из Исттауна» 2021 года, безусловно, является большой удачной актерской работой Эвана Питерса, которого многие помнят по «Американской истории ужасов» и Кейт Уинслет, которая в представлении не нуждается. Кажется, как будто сериал и был написан «под них», настолько точным получилось попадание в образы.
«Мейр из Исттауна» кажется на первый взгляд и, конечно, является классическим сериалом о небольшом городке и таящемся внутри него зле. Как и в сериале «Случайная вакансия», это зло прячется и притворяется добром в той мере, на которую оно способно. Но внезапная трагедия, которую волей-неволей приходится расследовать детективу полиции Мейр, выворачивает внешнюю приличную благополучность городка наизнанку, открывая подлинное обличие его, казалось бы, порядочных и добродушных жителей.
Впрочем, в отличие от своего британского собрата, «Мейр» не показывает этот контраст слишком сильным. О том, что в городке неладно, мы догадываемся практически с первых кадров буквально благодаря явному неблагополучию жизни самой главной героини – то есть, той, которая и должна, собственно, в этом городке следить за порядком.
Насколько беспорядок в городке связан с беспорядком в ее собственной душе, способно ли одно прекратиться вследствие прекращения другого, и вообще много ли Мейр должна этому самому городку? Мейр сильна и симпатична, но совсем не так проста, как многим бы в ее окружении хотелось бы. И ее собственная жизненная драма, хоть и связана отчасти и формально с преступлением, которое она расследует, вовсе не является его симметричным отражением.
Нет, это не совсем тот сериал, где детектив, расследуя преступление, одновременно идет по следам своих собственных душевных проблем и по ходу дела их решает. Хотя и зрителям, и жителям городка, и самой Мейр это, кажется, не помешало бы. Но чем дальше мы следим за сюжетом, тем больше мы понимаем, что имеем дело с чистым совпадением – жестоким и совершенно безжалостным к действующим лицам, как это обычно бывает и в жизни.
Трагедия Мейр, какой бы неоднозначной она не была – это все-таки трагедия хорошего, нормального, доброго человека, который борется со злом и был вынужден с какого-то момента делать это в одиночку, так как все остальные струсили, отступили и «прикрылись ветошью». А трагедия расследуемого ей преступления – это трагедия зла, которое разрешает себе человек, и которое, в силу этого разрешения, множится и фактически передается по наследству.
Эта передача зла по наследству как следствие разрешенного взрослым человеком себе зла – новый, сильный и обескураживающий сюжетный ход для сериалов подобного жанра. Мы буквально видим, как зло сначала рождается из ничего, из потакания человеком своим низменным слабостям, а затем, как зараза, оно передается от родителей к ребенку. И противостоять этой передаче попросту невозможно – ведь дети искренне не считают своих родителей злом, полагая, что зло находится на другой стороне. И думают, что они борются со злом в то самое время, когда сами принимают эстафету зла.