Найти тему
Пограничный контроль

Хорошим человеком проще быть, чем казаться. Сериал «Случайная вакансия»

С мини-сериалом «Случайная вакансия» 2015 года, снятому по первому «взрослому» роману Джоан Роулинг, произошла все та же история, которая часто происходит с экранизациями хороших книг. Тем, кто книгу не читал, сериал вполне понравился, а тем, кто успел прочитать до съемок – категорически нет. Так как сама я книгу не читала, отношу себя к первой категории зрителей. Но, как читатель с каким-никаким опытом, могу сказать, что возможно, некоторые достоинства книги были упущены сценаристом и режиссером в угоду сугубой визуальности и пущей драматичности сюжета, что почти всегда обычно с экранизациями и происходит.

Тем не менее, сериал получился тяжелым, едким, саркастичным и довольно жестоким – таким, вероятно, как и задумывалась автором вся эта история в оригинале. Серьезность сюжета тут резко контрастирует с безмятежностью и идиллической красотой визуального ряда – небольшого уютного старинного городка где-то в центре Англии. Подобный прием сразу отсылает зрителя к культовым «Убийствам в Мидсомере», и срабатывает похожим образом. Только здесь этот контраст еще более усилен совершенно феерическим подбором актеров, одни лица которых могут нам многое сказать об их персонажах, не говоря уже об отличной актерской игре. В этом смысле «Случайная вакансия» - классический английский сериал, где есть все, что мы так любим, например, в «Молодом Морсе» и «Гранчестере». Только, правда, слишком короткий – скорее, многосерийный фильм, а не сериал.

Но за эти несколько серий зритель погружается в полную гамму чувств и эмоций, которые может в принципе почувствовать человек – от любви и жалости к единственному полностью положительному персонажу истории, который погибает в самом начале, и презрения и отвращения к большинству всех остальных, исключая, пожалуй, лишь детей и подростков. Тех тоже жаль – тем сильнее, что действующим в сериале взрослым эта жалость и в принципе эмпатия к тем, кто слабее, похоже, совершенно неведома.

И именно отсутствие этой эмпатии и элементарного внимания к чужим, да и собственным, попавшим в беду детям, делает этих вроде бы приличных людей совершенными чудовищами. Кажется, именно об этом нам и попыталась сказать Джоан Роулинг, и создатели мини-сериала ее обращение отлично передали. Никакие ваши социальные статусы, фамильные или заработанные собственным трудом деньги, привлекательная внешность, острый ум или незаурядные таланты не стоят ровным счетом ничего, если за ними нет ни чуткости, ни доброты. Если вы спокойно проходите мимо несчастных детей, если не делаете ничего, чтобы хоть как-то предотвратить возможную трагедию, если вас не трогают чужие одиночество и отчаяние.

И Роулинг, и авторы экранизации, скажем прямо, со зрителями не церемонятся и доносят эту идею прямо и резко, в лоб, без всяких предварительных реверансов. Смотреть на этих персонажей очень неприятно, и дрожь пробирает от мысли, сколько таких людей ходит по белому свету прямо рядом с нами. С некоторыми мы даже дружим или живем под одной крышей, а некоторые – это даже мы сами.

Мысль, признаться, не самая греющая, но одно в ней, безусловно, хорошо. Она очень лечит от лицемерия – той его самой распространенной разновидности, которая позволяет людям спокойно смотреться в зеркало по утрам. Если ты в себе эти неприятные черты видишь и замечаешь, если не даешь себе поддаться самообману, есть довольно большой шанс на то, чтобы эти черты изгладить и изжить. Скажем так – осознание того, что человек ты не слишком хороший, является первым шагом к тому, чтобы хорошим человеком стать, несмотря на все реальные и мнимые препятствия на этом пути.

А таких препятствий, как мы понимаем, может быть великое множество. Трудно даже представить, какое количество благовидных предлогов и оправданий способен придумать человек, чтобы прикрыть свою жадность, трусость, равнодушие, лень, зависть или беспечность. И сколько сил он готов тратить только для того, чтобы казаться хорошим человеком, в действительности же оставаясь плохим. И какой недостижимой для человека может быть простая мысль о том, что быть хорошим человеком на самом деле – гораздо проще и легче, чем казаться им. И какая огромная трагедия нужна только для того, чтобы пробудить в человеке эту простую мысль.