Детская психосоматика – нужно ли ребенку что-то говорить?
Ребенок как губка впитывает все, что происходит в семье, ему не нужно специально что-то говорить
Родители часто говорят, что стараются не ссориться при ребенке, не показывают конфликтов между ними, как ребенок может знать об этом?
Ребенку не обязательно видеть и слышать своих родителей. Он просто знает о них, он их чувствует. Ребенок как губка впитывает все, что происходит у родителей и между ними, буквально телом впитывает. Только не может выразить словами свои чувства. Потому его реакция на происходящее - болезнь или неадекватное поведение, если у его родителей есть какие-то проблемы.
Мы ни в коем случае не обвиняем родителей, родители тоже люди, со своим детством, с опытом своего взросления, часто они не понимают, что происходит и не видят возможности это изменить.
Любая болезнь - это сигнал, что что-то не в порядке, что-то происходит в жизни не так. И это сигнал для начала изменений.
Болезнь ребенка — это сигнал для всей семьи. В семье что-то не так.
Дети—отражение взаимоотношений между родителями и другими значимыми взрослыми в семье. Заболел ребенок — это сигнал родителям. Что-то не так в семье, в отношениях между членами семьи.
Ребенок является зеркалом, которое отражает отца и мать. И поэтому от того, как родители относятся друг к другу, к самим себе и окружающему миру, зависит здоровье их ребенка, психологическое и физическое.
Это касается не только болезней. Когда у детей есть всевозможные страхи, тики, истерики, навязчивости, часто происходят ушибы, переломы, порезы, причину нужно искать опять же в поведении родителей.
Если речь идет о врожденных, серьезных ранних заболеваниях, нужно рассматривать всю семейную систему, несколько поколений рода матери и отца, что происходило там задолго до рождения ребенка, семейные сценарии.
Видео детские травмы
Видео семейные сценарии
Что такое «воспитание»?
Ребенок рождается в определенной семье, которая имеет свою родовую историю, которая живет в определенной местности, в определенном городе, стране. И это пространство для ребенка совершенно незнакомо. Окружающие взрослые учат ребенка правилам, убеждениям и ценностям, принятым у них в семье, в данном городе и стране.
Это, собственно, и есть воспитание ребенка.
Понятие «Воспитание» в детской психологии имеет негативный оттенок, потому что по-простому происходит навязывание ребенку определенной системы убеждений и ценностей. Мы не говорим, что эти убеждения плохие, мы говорим о том, что это навязывание идет совершенно без учета личности самого ребенка.
А вот личность ребенка как раз рождает уже в «готовом» виде. Его темперамент, базовый характер, способности, склонности, интересы в будущей жизни, уже существуют на момент рождения. По простой причине – все это зависит от физиологического строения нервной, вегетативной, гормональной систем организма, строения левого и правого полушарий, то есть физиология уже заложена.
От этого зависит, каким образом ребенок будет реагировать на внешние стимулы, как будет воспринимать мир, на что будет обращать внимание.
И здесь достаточно простого внимательного наблюдения за поведением ребенка, чтобы понять, каким он родился.
Может долго один терпеливо складывать кубики? Не может кропотливо перебирать мелкие предметы? Тянется к конструктору или к рисованию? Ребенок делает только то, что ему интересно, а интерес у него вызывает то, что у него получается легко, то, что по его ощущениям он может сделать, а это в свою очередь означает, что у него к этой деятельности есть врожденные способности.
Родители в большинстве случаев не склонны изучать сразу личность ребенка, считают, что еще рано, еще маленький, еще непонятно, что можно переучить, заставить делать как они считают правильным.
Трудные дети и подростки – кто они?
Ребенку не нужно навязывать свою систему представлений о мире, возможно для родителей она правильная, это их опыт, их знания, накопленные за жизнь, но для ребенка это чужой опыт, на чужом опыте никто не учится. Ребенку нужен свой опыт.
Что же делать? Мягко помогать разбираться в правилах этого мира, социума, помогать изучать себя, помогать принимать самостоятельные решения и учиться предвидеть их последствия, брать ответственность за результаты и уметь их анализировать, делать выводы, не повторять ошибок.
Много разговаривать, обсуждать чувства и переживания, всегда спрашивать мнение ребенка, интересоваться его эмоциональным состоянием.
Это нужно делать не тогда, когда ребенок будет уже подростком, а с самого маленького возраста.
Иначе, в подростковом возрасте родители вдруг обнаруживают, что рядом с ними непонятный, агрессивный или наоборот совершенно закрытый, замкнутый, человек, про которого они совсем ничего не понимают.
Я много работаю с подростками и очень часто родители приводят подростка к психологу со словами – сделайте с ним что-нибудь, он совершенно неуправляемый, мы не знаем, что с ним делать. И я задаю вопрос – а в предыдущие 15 лет где вы были, дорогие родители? Знали ли вы, что происходит с вашим ребенком? Был ли у вас с ним контакт? Особенно в кризисные моменты жизни ребенка – 2-3 года, 7 лет, 11-12 лет?
В периоды сложностей в семье, как вы объясняли ребенку перемены?
Продолжение следует…
Хотите определить причины своего плохого самочувствия?
https://lifepsyacademy.ru/psychosomatica
Подробнее обо мне и программах обучения, вы можете узнать на сайте