Стало известно, что разрабатываемый Российский перспективный малозаметный однодвигательный легкий тактический истребитель Су-75 Checkmate, в рамках проходящих опытно-конструкторских работ получил ряд технических изменений. Об этом сообщили в ТАСС со ссылкой на источник в Ростехе.
Сообщается, что технические изменения были выполнены по требованию потенциального заказчика и связаны с оптимизацией конструкцией, позволяющие снизить стоимость самолета.
«По программе Checkmate Объединенная авиастроительная корпорация Ростеха получила обратную связь от потенциальных заказчиков. Помимо сбора дополнительных требований, которые высказали возможные покупатели, также были проведены работы по оптимизации стоимости и анализ отдельных технических решений.
Это позволило существенно повысить конкурентоспособность, коммерческую привлекательность, а также снизить технические риски при создании отечественного однодвигательного самолета», — сообщил источник Ростеха.
Согласно ранее заявленным характеристикам, лёгкий тактический самолёт Су-75 взлётной массой до 18 тонн и тяговооруженностью более одной единицы будет способен развивать максимальную скорость полёта более 2 Махов, а также обладать сверхманёвренностью и улучшенными взлётно-посадочными характеристиками за счёт отклоняемого вектора тяги двигателя нового поколения. Дальность полета должна составить более 3000 км, а его стоимость не должна превысить 30 млн. долларов.
О каких именно потенциальных заказчиках, и о каких изменениях идет речь, в госкорпорации не стали сообщать. Тем не менее в Ростехе всё же поделились, что благодаря принципу модульности разработанной конструкции самолета и современным цифровым технологиям, уже внесли технические изменения в это проект, причем в самые кратчайшие сроки.
Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров уже заявлял о наличии ряда иностранных интересантов на покупку перспективного истребителя Су-75. Также согласно заявлению главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрия Шугаева, Ростех постоянно находится на связи и консультируется с рядом иностранных заказчиков по сотрудничеству в рамках проекта Checkmate. Он поделился, что изменения в первоначальный проект истребителя были внесены, в том числе на основании их индивидуальных запросов.
То есть не может не радовать и то, что потенциальный иностранный заказчик не один и экспортный потенциал у нового однодвигательного истребителя все же есть.
Стоит отметить, что 26 мая 2021 года в ОАК впервые сообщили о начале работ над инициативным проектом компании "Сухой" по однодвигательному лёгкому тактическому самолету нового поколения Су-75.
Тогда же в рамках конструкторских работ и PR-компании самого проекта было подчеркнуто, что новый проект ЛТС Су-75 заимствовал много отработанных узлов и технических решений у Су-57.
В результате унификации с Су-57 и широким использованием суперкомпьютерных технологий при проектировании нового самолета Су-75, позволило конструкторам создать опытно-экспериментальный образец всего за год, что является рекордными мировыми показателями в области разработки современных боевых самолетов, заявляли в ОАК.
Несмотря на скептические высказывания ряда военных экспертов, в том числе и из западных стран, первую опытную версию самолета впервые представили уже через несколько месяцев на авиасалоне МАКС-2021. Затем последовала первая зарубежная презентация истребителя, которая состоялась в ноябре этого же года на авиасалоне Dubai Airshow-2021 в ОАЭ.
Именно после этого в СМИ появилась информация, что Объединенные Арабские Эмираты и возможно их соседка Саудовская Аравия являются первыми и основными иностранными потенциальными заказчиками это самолета.
По информации ряда иностранных изданий, интерес к Су-75 демонстрируют Алжир, Египет, Индия, Венесуэла и Иран. Однако каких-то официальных подтверждений по этой информации, либо опровержений, от них так и не последовало.
С большой долей вероятности, на данном этапе разработки Су-75 это связано с активным санкционным давлением Запада в области закупки российских вооружений и совместном сотрудничестве в авиационной промышленности.
На протяжении последующих 2-х лет, после презентации проекта Checkmate, в госкорпорации каких-то заявлений особо и не делали. Ходили слухи, что в связи с началом спецоперации работы свернули, а в пользу запуска в крупную серию Су-57.
Однако в июле 2023 года в Объединённой авиастроительной корпорации сообщили о получении патента на три новые модификации Су-75: одноместной версии с измененной формой крыла, с двухместной версией с уменьшенной заметностью для радиолокационных средств обнаружения и с беспилотной версией с измененным фюзеляжем.
Чуть позже в госкорпорации поделились, что вся новая отцифрованная конструкторская документация была полностью передана заводу-изготовителю в Комсомольске-на Амуре для дальнейших работ по сборке опытных предсерийных образцов.
Хотелось бы также отметить, что в российском военном ведомстве пока не подтверждают информацию, что в перспективе планируют закупать Су-75 для ВКС, ссылаясь на уже заключенный твердый контракт по поставкам двухдвигательных истребителей Су-57. Складывается впечатление, что на официальном уровне Министерство обороны к Су-75 интереса не проявляют.
В ОАК также не дают каких-либо комментариев по этому поводу, заявляя, что разрабатываемый однодвигательный истребитель, прежде всего, ориентирован на экспорт. Однако подтверждают, что представители военного ведомства все же следят за данной инициативной разработкой компании "Сухой".
То есть это не означает, что вероятность появления Су-75 в России равна нулю, и что проект был отложен до лучших времен. Это также не означает и то, что в военном ведомстве вынашивают планы по закупке в перспективе этого самолета для российских ВКС.
Однако все понимают, что продать за границу боевую машину, не принятую на вооружение собственной страны, особенно в условиях санкционной политики стран НАТО, будет куда сложнее.
Стоит отметить, что на презентации этого ЛТС Су-75 в Ростехе сообщили, что первый полет истребителя должен состояться в 2023 году, в следующие два года компания Сухой приступит к работам по строительству первых опытных образцов. Тогда заявлялось, что к 2026 году появится первая установочная партия этих самолетов.
На что рассчитывали чиновники, при объявлении таких коротких сроков появления в воздухе этого однодвигательного самолета, непонятно. Тем более уже тогда было известно, что программа по двигателям нового поколения под них также была сдвинута вправо.
Как бы там ни было, но в середине января 2023 года вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что первый полет истребителя 5-го поколения Су-75 перенесли до 2024 года, а его серийное производство намечено на 2027 год.
Однако 13 ноября 2023 года Денис Мантуров сделал очередное заявление, что проект не закрыт и работа над ним идёт. По его словам, несмотря на то, что сдвиг вправо по срокам реализации этого проекта все же наблюдается, появление в воздухе первых летных образцов Су-75 произойдёт до конца 2025 года.
«По крайней мере, мы на это рассчитываем», - подчеркнул Мантуров.
Более того он поделился, что в компании Сухой всё же рассчитывают и на заказ со стороны Минобороны России.
В ОАК также подтверждают эту информацию, заявляя, что на основе проведённых работ в проект были внесены изменения, что собственно и привело к корректировке сроков первого полета Су-75.
Несмотря на все эти "громкие» официальные заявления, нам остаётся одно - ждать, надеяться и верить, что до конца 2025 года первый опытный самолет все же поднимется в воздух, а сроки в очередной раз не будут сдвинуты вправо. Тем более, что проект Су-75 максимально был унифицирован с серийным истребителем Су-57.
Более того в декабре 2023 года стало известно, что работы по новому двигателю «второго этапа» для российских истребителей 5-го поколения, в том числе и для перспективного Су-75, наконец-то завершены.
Сообщалось, что новый многострадальный двигатель, ранее проходящий под шифром «Изделие 30», получил серийное обозначение АЛ-51Ф1 и будет запущен в серийное производство в этом году.
Помимо этого, согласно информации из открытых источников, первые серийные силовые установки АЛ-51Ф1 будут поставлены на авиазавод в Комсомольске-на-Амуре до конца 2024 года для дальнейшего производства первых модернизированных версий истребителя Су-57М, начало поставок которых запланировано на 2025 год.
То есть по факту, к сборке первых летных образцов российского однодвигательного истребителя нового поколения на сегодняшний день все готово и с большой долей вероятности в 2025 году мы все же увидим в воздухе Су-75.