Найти в Дзене

Поведение слушателя

Оглавление

Коммуникация основана на способности слушать и реагировать на вербальные сигналы друг друга. Мы отвечаем на вопросы, следуем указаниям и высказываем собственное мнение, слушая других, которые, в свою очередь, слушают нас.

У людей с расстройствами аутистического спектра языковые навыки, такие как умение отвечать на вопросы, реагировать на инструкции, могут развиваться медленнее и, чаще всего, для развития данного навыка может потребоваться специальная тренировка. Тем, у кого проблемы с рецептивной речью, может быть трудно следовать указаниям, участвовать в разговоре и строить значимые связи. Это может привести к изоляции, невосприимчивости и агрессии в более старшем возрасте. Развивая навыки поведения слушателя дома и в школе, дети и их семьи могут поддерживать друг друга, одновременно укрепляя коммуникативные навыки.

Важность навыков поведения слушателя

Навыки поведения слушателя (Listener Responding) фокусируются на способности ребенка слушать и действовать. В раннем возрасте эта способность помогает сформировать базовые жизненные навыки, такие как соблюдение правил гигиены, соблюдение правил общественной безопасности и соблюдение порядка, приготовления пищи, стирки и посещения магазина. Сильные навыки поведения слушателя позволяют ребенку развивать интравербализацию, учат отстаивать свои интересы и, в целом, вести себя социально-приемлемым способом, выполняя соответствующие инструкции.

Некоторым детям может быть трудно реагировать на слова говорящего, но они, похоже, понимают указания, улавливая ключевые слова и визуальные подсказки. Поэтому создается иллюзия сформированности навыка, но при более тщательном анализе выясняется, что у ребенка сформирован «репертуар» реакций, но не навык в целом. ☝🏻 Для таких детей и детей с более очевидными проблемами с поведением слушателя важно начать практиковать эти навыки дома, чтобы заложить прочный фундамент языковых навыков.

Следует отметить, что многие путают поведение слушателя и интравербализацию.

Давайте рассмотрим несколько примеров поведения слушателя:
✔ инструкция «Дай мне свою обувь» — в ответ учащийся дает взрослому обувь.
✔ инструкция: «Подойди к столу» — учащийся в ответ подходит к столу.
✔ инструкция: «Хлопните в ладоши и дотроньтесь до носа» — учащиеся хлопают в ладоши и касаются своего носа.
✔ инструкция «Где слон?» — учащийся указывает или дает карточку или фигурку слона.

Далее следуют примеры НЕ поведения слушателя, а интравербализации:
✔ инструкция: «Назови мне свое имя» — учащийся отвечает «Миша».
✔ инструкция: «Скажи, как говорит корова?» — учащийся отвечает «Муу».
✔ инструкция: «Какой цвет твой любимый цвет?» — учащийся показывает «красный».

Поведение слушателя — это физическое действие, а не вокальный ответ.

Как развить поведение слушателя?

Люди — социальные существа, и один из лучших способов развить любые коммуникативные навыки — находиться в окружении общающихся людей. Находиться среди других очень важно для развивающегося мозга. Поэтому начинать следует с увеличения контактов. Практика поведения слушателя дома или во внешнем мире — это простой способ укрепить общение и построить связи с ребенком.

Вот несколько отличных способов развить навыки поведения слушателя в повседневной жизни:
▪ Давайте простые указания, желательно однословные: садись, иди, дай, бери, и однозначные. Независимо от того, помогает ли ребенок вам испечь любимое лакомство или сажать рассаду в саду, простые указания по выполнению заданий развивают восприимчивую идентификацию и позволяют вам увидеть пробелы в его понимании.

▪ Разговаривайте, пока ходите по магазинам. Ходите по магазинам на собственной кухне. Притворяясь, что делаете покупки на собственной кухне, вы можете практиковать навыки поведения слушателя, навыки самообслуживания и другие жизненно-важные навыки, пока ребенок учится определять различные ингредиенты для рецептов.

▪ Играйте в игры. Игры — это простой способ попрактиковать поведение слушателя, общение и навык групповой работы.

▪ Чтение. Совместное чтение способствует развитию всех аспектов изучения языка. Читая вслух и прося ребенка указывать на знакомые картинки, буквы, слова в книге, вы можете воспитать любовь к рассказыванию историй и языку, одновременно тренируя навыки реагирования слушателя.

На занятиях мы начинаем развивать этот навык, начиная с малого: с одношаговых инструкций (предварительно убедившись, что ребенок реагирует на звуки и откликается на свое имя, потому что если этого нет, то начинать нужно именно с этих целей). ➡ Затем мы развиваем навыки учеников, расширяя различные заданные направления. Например, мы можно начать с цветов: инструкция «прикоснись к синему», «укажи на красный», «где зеленый?». Когда ребенок уверенно выполняет эти инструкции можно их «развернуть»: «дай мне синюю машину», «прикоснись к красному кругу», «Где зеленый дом?».

После можно развивать данный навык, вводя сложные двухшаговые инструкции, такие как «подойди к столу и возьми клей». Затем следует введение трехэтапных указаний или других указаний, которые могут потребовать дополнительного времени или более внимательного прослушивания.

О развитии этого и других навыков вы узнаете более подробно на курсе «Педагогика и психология инклюзивного дошкольного образования»
https://iaba.ru/course/aba-terapija-professiya/

Старт обучения 12 февраля. Успейте присоединиться!

#ИПАП #дошкольноеобразование #инклюзивноеобразование #прикладнойанализповедения #ПАПкурс #ПАПобучение #АВАтерапия #АВАобучение #АВАкурс