"Рояль", который заставили летать.
Задание на разработку преемника И15 и И16 получили не только ОКБ Яковлева и Поликарпова. В гонку активно включились инженеры С. Лавочкин, М. Гудков и В. Горбунов. При чем с самого начала они заняли выгодную стартовую позицию, для своего самолета использовать преимущественно деревянную конструкцию.
Это не значит что его делали из досок или прям фанеры. В то время своего рода «ноу-хау» явились деревянные "композиты" типа каплюрита, балинита, бакелита — виды пластифицированной древесины, обладавшей высокой прочностью. Их внедрение в производство обещало большую экономию стальных труб и дорогостоящих дюралюминиевых деталей, из которых, кстати, изготавливались остовы "Яка" и "МиГа". Стоимость производства военной техники всегда была и будет важным показателем.
Для самолета было решено использовать "дельта-древесину", материал имел всего в два раза большую, чем обычная древесина, плотность, при этом значительно превосходя её по прочности, она выше, чем у многих алюминиевых сплавов, хотя и ниже, чем у авиационного дюралюмина после термической обработки и искусственного старения.
Этот материал детище главного конструктора завода винтов и лыж (офигенное сочетание) Леонтия Иововича Рыжкова. Именно ему и его инициативной группе принадлежат первые наработки по постройке самолета полностью из этого материала по проекту И-22. Собственно они и легли в основу И-301 (кодовое обозначение проекта Лавочкина, Горбунова и Гудкова).
Вскоре Горбунов, Лавочкин и Гудков были назначены руководителями только что образованного по их инициативе Опытно-конструкторского бюро ОКБ-301 (в пос. Кунцево Московской области).
В марте 1939 года ОКБ-301 получило задание разработать и построить истребитель с двигателем М-105. С.А. Лавочкин был назначен ответственным конструктором. Новый самолет планировали вооружить одной 23-мм пушкой Таубина (ствол которой был пропущен через полую ось редуктора двигателя), и двумя 12,7-мм синхронными пулеметами БС, располагавшимися над двигателем.
28 марта 1940 года опытный И-301 под управлением летчика-испытателя А.И. Никашина успешно совершил свой первый полет. Было построено два экземпляра И-301, которые проходили испытания в 1940-1941 годах. Особенность этих самолётов являлась тщательная отделка, с целью улучшения лётных качеств, самолёты были отполированы и покрыты лаком. За это получили прозвище "Рояль".
Конструкторы установили на образец V-образный 12-цилиндровый двигатель В.Я.Климова М-105П мощностью 1050 Л.С., такой же как и на Як-1.
Первоначально топливо размещалось в трех баках: фюзеляжном и двух, располагавшихся в центроплане. Дальность полета не превышала 560 км.
Все оружие размещалось в носовой части фюзеляжа и включало 23-мм мотор-пушку Таубина МП-6 с боекомплектом 81 снаряд, установленную в развале блока цилиндров двигателя и два 12,7-мм крупнокалиберных синхронных пулемёта Березина БС с боекомплектом.
14 июня 1940 самолет передали на государственные испытания, где И-301 показал очень хорошие результаты: максимальную скорость - до 605 км/ч на высоте 5000 м; время набора этой высоты – всего за 5,8 минут, а 8000 м – за 12,7 минут.
Но в конструкцию самолета пришлось внести ряд изменений. Одно из них было связано с необходимостью увеличить дальность полета до 1000 км. К имеющимся бакам пришлось добавить дополнительные, в крылья.
Были замечания по эргономике: долгий доступ для обслуживания двигателя, для заливки бака нужен был несколько видов ключей, легко было перепутать краны открытия щитков и уборки шасси, установка аккумулятора занимала около 15 минут.
После доработок продолжились заводские испытания И-301. В конце года на испытания поступил второй экземпляр истребителя уже с двигателем, оборудованным двумя турбокомпрессорами. По результатам его испытаний, 9 декабря 1940 года, было принято решение организовать серийное производство самолета И-301, переименованного в ЛаГГ-1. Правда под этим именем истребитель просуществовал очень не долго, уже январе 1941 года, после начала серийного производства, на государственных испытаниях его обозначали "ЛаГГ - 3".
В это же время распалось трио конструкторов, которых можно назвать отцами этой не простой машины. Каждый из них продолжил работу и приложил много сил для эволюции истребителя. Принято считать, что наибольших успехов добился Лавочкин, его "перу" принадлежат такие легендарные машины как Ла-5, Ла-7.
Но вернемся к ЛаГГ - 3. К сожалению серийные машины очень сильно проигрывали по летным характеристикам своему прототипу. Связано это было и с технологией, и с дополнительным весом от вооружения и другого дополнительного оборудования.
Но грянул июнь 1941 года. Сырому истребителю пришлось столкнуться с грозным противником. Как же себя зарекомендовал ЛаГГ-3 на поле боя?
А никак, он оказался слишком медленным, проигрывал своим противникам почти по всем фронтам. Кроме, пожалуй, мощи залпа и живучести, вот она у него была прям исключительная. В конце июля 1942 года старший сержант П.К. Бабайлов из 790-го истребительного авиационного полка на самолете ЛаГГ-3 вылетел на прикрытие от самолетов противника на аэродрома в районе города Грозного. В воздушном бою он сбил вражеский истребитель Мессершмитт Вf 109, при этом потратил все боеприпасы, воздушным винтом отрубил хвостовое оперение у другого Вf 109, а свой поврежденный самолет сумел посадить на своем аэродроме. За ночь техники восстановили поврежденный ЛаГГ-3.
Приведу парочку примеров боевой работы истребителя: первая известная победа на ЛАГГ-3 в воздушном бою была одержана 13 июля 1941 года, и принадлежит старшему лейтенанту А.В. Бондаренко, который в районе города Дорогобуж уничтожил гитлеровский бомбардировщик Do-17. Этот бой стал первым боевым крещением ЛаГГа. В дальнейшем наиболее эффективно проявили себя ЛаГГ-3 в подразделениях ПВО при отражении в 1941 году фашистского наступления на Москву, а также при воздушной обороне ценных стратегических объектов. Для борьбы с бомбардировщиками пригодились и высокая живучесть, и мощное вооружение, а вот скоростные характеристики были уже не столь критичны, бомберы карусель не крутили.
Правда стоит отметить, что в руках мастера и кривое полено выпрямляется. Так вот: советский ас Г.Д. Костылев успешно воевал с 1941 по 1943 года на этой машине против немцев и финнов, доведя за это время свой боевой счет почти до 30 вражеских самолётов. Сражаясь на ЛаГГ-3, заслужил звание Героя Советского Союза и П.М. Камозин.
В качестве заключения, выскажу своё мнение. ЛаГГ-3 мог стать серьезным противником для немецких Мессершмиттов, это убедительно доказал Ла-5, но его подвел мотор, которые очень сильно опоздал. Но со своей задачей - выдержать первый, самый тяжелый удар, выиграть время - самолет справился. Разумеется не сам, вечная слава и почет летчикам, техникам, рабочим заводов, которые обеспечивали фронт техникой.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!