Найти в Дзене

Французский Москвич-400

Что это за автомобиль, запечатленный на снимке? Не особо сведущий обыватель, скорее всего, ответит: «Это Москвич-400, только двухдверный». И, конечно, окажется неправ. «Нет, - скажет более продвинутый знаток. - Это довоенный немецкий Опель-Кадетт, который и стал нашим Москвичом после войны. А Москвич никогда не делали с двумя дверями, только четырехдверным, сам Сталин приказал». Это, как говорится, теплее, но тоже мимо. «Нет, ребята,- скажет третий участник спора, знаток автомобильной истории.- Это французский Рено Жювакатр, видите лючок вентиляции за передним колесом? Только французы так делали». Немудрено ошибиться, все три автомобиля очень похожи. Немецкие корни француза Мы привыкли к тому, что фирма Рено известна простыми и недорогими машинами для массового потребителя. Но так было не всегда. В 1930-х годах модельный ряд фирмы был весьма внушительным, от небольших семейных автомобилей до машин представительского класса. Первые лица Франции пользовались автомобилями Рено. Но уже в
Оглавление

Что это за автомобиль, запечатленный на снимке? Не особо сведущий обыватель, скорее всего, ответит: «Это Москвич-400, только двухдверный». И, конечно, окажется неправ. «Нет, - скажет более продвинутый знаток. - Это довоенный немецкий Опель-Кадетт, который и стал нашим Москвичом после войны. А Москвич никогда не делали с двумя дверями, только четырехдверным, сам Сталин приказал». Это, как говорится, теплее, но тоже мимо. «Нет, ребята,- скажет третий участник спора, знаток автомобильной истории.- Это французский Рено Жювакатр, видите лючок вентиляции за передним колесом? Только французы так делали». Немудрено ошибиться, все три автомобиля очень похожи.

Немецкие корни француза

Мы привыкли к тому, что фирма Рено известна простыми и недорогими машинами для массового потребителя. Но так было не всегда. В 1930-х годах модельный ряд фирмы был весьма внушительным, от небольших семейных автомобилей до машин представительского класса. Первые лица Франции пользовались автомобилями Рено. Но уже в воздухе витала идея производства демократичного бюджетного автомобиля, который мог бы позволить себе простой человек. И вот отец-основатель фирмы Луи Рено едет за идеями на Берлинский автосалон 1936 года.

Там ему особенно приглянулась новинка – Опель Олимпия, названная в честь предстоящей Олимпиады 1936 года в Берлине. Рено даже проехался на нем и вышел в полном восторге. Несущий кузов в модном тогда «аэродинамическом» стиле со встроенными фарами, независимая передняя подвеска, экономичный двигатель и к тому же невысокая цена, что еще надо для народного автомобиля, кроме бензина? Старик поспешил обратно в Париж и велел своим конструкторам быстро разработать новый дешевый автомобиль, взяв за основу Олимпию. Те долго думать не стали, практически скопировав новую любовь шефа, немного укоротили, немного подправили линии, и готово. И вот уже на Парижской выставке 1937 года представлен новый автомобиль – Renault Juvaquatre. Автомобиль был назван так не в честь комиссара Жюва, преследовавшего неуловимого Фантомаса, а от латинского Juventus – «Юный», что говорило о его положении в модельном ряду – самый младший. А Quatre, от французского «Четыре», говорило лишь о том, что двигатель у него четырехцилиндровый. Juvaquatre имел огромный успех. А опелевцы тем временем тоже, немного укоротив Олимпию, поставив другой двигатель чуть меньшего объема, поставив еще меньший ценник, получили новую модель – Kadett, которая практически одновременно с Juvaquatre, ставшим похожим именно на Kadett, была запущена в производство.

Нелегкая судьба Juvaquatre

Казалось, Juvaquatre ждет долгая и счастливая конвейерная жизнь, но разразилась Вторая Мировая, и производство гражданских автомобилей было сокращено в пользу военных, а затем и прекращено вовсе. Ну а в мае-июне 1940 года французская армия и их союзники британцы одержали быстрое поражение, и немцы оккупировали страну. В период оккупации заводы Рено в основном делали военную технику для немцев и очень редко выкатывали довоенные гражданские машины. Конструкторы думали над тем, каким должен стать послевоенный массовый автомобиль. Они справедливо полагали, что он должен быть небольшим, простым и дешевым. А в то время преобладала концепция, что самым простым и дешевым вариантом будет заднемоторный автомобиль. С современной точки зрения весьма спорное утверждение. Но тогда конструкторы Рено были впечатлены Фольксвагеном Жуком и втайне от немецкой администрации разрабатывали новый, заднемоторный автомобиль.

И вот в 1944 году Париж освобожден, скоро наступит долгожданный мир. Но Луи Рено, сотрудничавшего с оккупантами, определяют в тюрьму за коллаборационизм, где он в скорости и умирает при странных обстоятельствах. Его огромная фирма отходит государству. Заводы снова начинают работать, и Жюв становится единственной довоенной моделью Рено, которую продолжили выпускать и после войны. Его выпускали во многих типах кузовов: седан, купе, универсал, фургон. А на конвейер уже готовилась встать новая модель, простая и дешевая, но в то же время технически совершенная, заднемоторный Renault 4CV, которую задумали еще во время войны. И именно этот французский автомобиль впервые побил планку в миллион проданных экземпляров. А седаны Juvaquatre сняли с производства в 1948 году в пользу 4CV. Но, как же производить коммерческие автомобили, столь популярные во Франции? Пользоваться универсалом или фургоном на основе заднемоторного автомобиля, мягко говоря, неудобно. Поэтому универсалы и фургоны на базе Жювакатра выпускали вплоть до 1960 года. Значит Renault Juvaquatre можно назвать долгожителем конвейера, хотя хитом он так и не стал из-за войны.

Был Опелем, стал Москвичом

А в Москве в 1946 году, на вывезенном в качестве репараций оборудовании завода Опель в Рюссельсхайме, наладили производство довоенного Опель Кадетт под именем Москвич-400. Этот завод находился и не в нашей зоне оккупации, но Сталин еще в Ялте-45 застолбил: "Это-моё", Рузвельт и Черчилль возразить тогда не посмели. И производили до 1956 года (с 1954 года усовершенствованный Москвич-401). Так что, получается, что Кадетт – родной старший брат нашего Москвича. А Жюв – тоже брат, но двоюродный.

PS. Существует мнение, что надо было вывозить из Рюссельсхайма оборудование не для Кадетта, а для Олимпии. Олимпия была технически совершеннее, побольше размером и с более мощным двигателем, верхнеклапанным, с большим заделом для модернизации. Если бы так случилось, то наши Москвичи могли бы быть другими, и судьба завода МЗМА-АЗЛК-Москвич сложилась бы, наверное, не столь печально. Немцы после войны восстановили производство Олимпии, которая с годами эволюционировала в современный Opel Insignia.