Найти тему
ФАНДОМ

10 легендарных героинь студии Ghibli

Оглавление

Ни один разговор о сильных женских персонажах в аниме (или фильмах, если уж на то пошло) не будет полным без упоминания разнообразия персонажей, которых студия Ghibli подарила нам на протяжении десятилетий. Поклонники и критики восхваляют анимационных героинь с 1980-х годов, и кто может их винить? В конце концов, именно благодаря этим вневременным героиням имя Ghibli стало нарицательным.

Поклонники узнают героиню «Гибли», когда видят ее, но объяснить, почему они так хорошо находят отклик у кинозрителей, впервые знакомых с их творчеством, требует немного больше усилий. Итак, мы решили отправиться в путешествие по воспоминаниям, чтобы найти ответ. Попутно мы разберем различные компоненты, которые способствовали долгосрочному успеху этих женщин, и в конечном итоге объясним, почему у нас нет другого выбора, кроме как рассказать про них.

Технически «Навсикая из долины ветров» (1984) появилась раньше студии Ghibli, но уже была включена в коллекции Ghibli и входит в линейку MAX. Кроме того, нельзя отрицать, что успех этого фильма сделал компанию возможной, и это неудивительно. Героиня фильма Навсикая с ее заразительной любовью к природе и животному миру послужила прототипом будущих героинь.

Навсикая — первая, кто по-настоящему воплотил в себе дух защиты окружающей среды Ghibli. Постапокалиптический мир, в котором она живет, буквально эволюционировал, чтобы убивать людей, порождая огромный ядовитый лес, называемый Морем Порчи . Большинство хочет навсегда покончить с лесом, но только не Навсикая — даже когда ее отец, король Джил, заболевает от его спор.

Но Навсикая не обнимающая деревья, ненавидящая людей хиппи или властолюбивая принцесса после короны своего отца. Фактически, одна из самых очаровательных черт Навсикаи — это ее любовь к жизни во всех ее формах. Именно это заставляет ее совершать чудесные подвиги, такие как успокоение разъяренного Ому без оружия и использование спор из Моря Порчи для выращивания неядовитых растений в надежде вылечить болезнь ее отца.

«Во многих моих фильмах главную роль играют сильные женщины – смелые, самодостаточные девушки, которые не раздумывают дважды, прежде чем бороться за то, во что они верят всем сердцем. Им понадобится друг или сторонник, но никогда – спаситель. Любая женщина так же способна стать героем, как и любой мужчина» – Хаяо Миядзаки, 2013.

Несмотря на все свои положительные черты, Навсикая не лишена недостатков. Она не начинает петь и не пытается быть более крупным человеком, столкнувшись с трагедией, вместо этого позволяя эмоциям поглотить ее. Это заставляет ее сделать настолько мрачный выбор, что заставляет ее усомниться в своих ценностях и на что она способна. Для Навсикаи это низкая точка, но необходимая.

До этого момента Навсикая была идеальна. Она чинит ветряные мельницы своих подданных, может оседлать ветер вместе с лучшими из них и, казалось бы, может приручить любого зверя. Эти действия делают ее хорошим человеком, но не вызывающим доверия. Именно когда мы видим эту несовершенную девушку за маской, Навсикая наконец кажется реальной, как будто она могла бы быть любым из нас. (В конце концов, кто не сделал того, о чем сразу же пожалел?) Тот факт, что она сражается от имени Матери-природы, — это всего лишь вишенка на торте.

ШИТА, ОТВАЖНАЯ

-2

Первый официальный фильм Гибли, «Небесный замок» (1986), отказывается от серьезного тона «Навсикаи» в пользу более игривого и комедийного взгляда на будущее. Но ставки в этом фильме по-прежнему высоки, даже витают в облаках, благодаря героине фильма, 13-летней Шите . Родившаяся в деревне, Шита кажется такой же нормальной, как любая девочка, и по большей части так оно и есть. Ну, если исключить ту часть, что она происходила из королевской семьи, которая управляла технологически продвинутым летающим замком в небе под названием Лапута .

Но Шита не ведет себя как дворянка. На самом деле, она предпочитает тихую жизнь, которую вела на ферме своих покойных родителей до того, как военные и банда Дола решили попытаться надеть волшебную реликвию ей на шею. Реликвия, служащая ключом к доступу к королевству Лапута и всем его сокровищам. Но Шита не Навсикая. У нее нет навыков, чтобы отбиваться от них или уклоняться от нападающих самостоятельно. Фактически, когда она и ее новый друг Пазу оказываются загнанными в угол бандой Дола, Шите нужно все, чтобы сбить лопатой пару пиратов с движущегося поезда.

Но недостаток силы она компенсирует смелостью. Выходки, в которые она ввязывается, посрамили бы любого уважающего себя пирата. Кроме того, она без проблем рискует собой, чтобы защитить друга. Но что делает Шиту такой великой, так это то, что она всегда принимает решения ради всеобщего блага, даже если выбор, который она делает, в конечном итоге сжигает ее. Для нее все это того стоит, если это означает, что люди смогут жить свободно и в мире.

Возможно, именно поэтому ее не соблазняет сила, которую предлагает Лапута, несмотря на то, что это единственная связь с семьей, которую она потеряла. Ей не нужно воплощать в жизнь псевдоатлантическую фантазию в небе. Шите прекрасно быть никем, обнимая тихую горную девушку, которой она была все это время. Нет ничего более родного и смелого, чем чувствовать себя комфортно в собственной шкуре.

САЦУКИ И МЭЙ, ПОКРОВИТЕЛИ ЛЮБВИ И ЧУДЕС

-3

До Эльзы и Анны были Сацуки и Мэй из «Мой сосед Тоторо » (1988) , пара братьев и сестер, которые переезжают в новый дом в сельской местности со своим отцом, пока их мать лежит больная в больнице. Удивительно, но когда мы впервые встречаем двух девушек, они не дуются в углу, а бегают и исследуют каждый уголок своего нового дома. От крошечных ручейков, наполненных головастиками, до спрайтов сажи в их доме — нет ничего, что не поразило бы этих девочек и не пробудило бы их любопытство.

Этот дуэт бесстрашен. Не потому, что они особенно смелы, а потому, что – как вам может сказать любой, кто был рядом с детьми – они не знают ничего лучшего. Но именно это делает их такими привлекательными. Вес мира еще не раздавил их, поэтому они сохраняют свою невинность и удивление. Без него они, возможно, никогда бы не встретили Тоторо , пухлого лесного духа, который поражает их своей магией, берет с собой в полеты по небу и обучает ритуалу прорастания растений из своих особых семян. Ничто из этого не кажется логичным – особенно Кэтбус – но если смотреть глазами Сатуски и Мэй, невозможно не погрузиться в магию всего этого вместе с ними.

Но связь Сатуски и Мэй, как и большинство отношений, не лишена проблем. Поскольку их мать находится в больнице, а отец постоянно уезжает на работу, они полагаются друг на друга больше, чем когда-либо, и их отношения становятся больше похожими на отношения родителя и ребенка, причем Сацуки берет на себя большую родительскую роль. Но какой бы зрелой ни казалась Сацуки, она все еще ребенок, пытающийся осознать некоторые довольно тяжелые вопросы «а что, если», включая то, что она будет делать, если потеряет мать. И хотя Мэй полагается на Сацуки, ясно, что она не заменит их матери.

То, как дуэт цепляется и отталкивает друг друга, придает этой истории суть. Несмотря на каждое разногласие, вы не можете не надеяться, что они найдут способ вернуться друг к другу. Он прекрасно отражает ту несовершенную любовь, которую разделяют члены семьи во времена горя и стресса. Когда каждый из вас больше ничего не хочет, кроме как побыть наедине бок о бок. В конце концов, легче справиться с ситуацией, когда рядом с вами любимый человек, и еще проще, если за вами присматривает милый лесной дух.

КИКИ, ОБИТЕЛЬ ЛЮБВИ К СЕБЕ

-4

С того момента, как мы встречаем Кики в «Службе доставки Кики» (1989), становится ясно, что это девушка, которая знает, чего хочет. Когда у нее есть цель, она гонится за ней, не задумываясь, например, когда она решает по прихоти покинуть дом своих родителей раньше, чем ожидалось, для обучения ведьмам. Но в спешке доказать свою самодостаточность Кики часто забегает вперед.

Кики настолько близка, насколько это возможно для подростка. Она думает, что знает все, и делает вид, что все уладила в жизни. Но на самом деле она так же напугана и неуверенна, как и все остальные. Когда она наконец находит город, в котором хочет работать в следующем году в качестве ведьмы, она обнаруживает, что не готова к жизни в большом городе. Ей едва не грозит административный штраф за вылет на встречную полосу движения, местные девушки высмеивают ее традиционное черное платье, и, что еще хуже, горожане, похоже, не заботятся о ведьмах. Мир огромен, и, несмотря на всю свою браваду, Кики все еще всего лишь девочка-подросток, пытающаяся добиться успеха самостоятельно.

Но Кики, олицетворение «притворяйся, пока не добьешься успеха», не сдается, даже когда ее знакомый кот Джиджи предлагает им поискать более приемлемый город. В конце концов она решает открыть службу доставки, но обнаруживает, что одна только работа не помогает ей чувствовать себя полноценной. Как и большинство девочек ее возраста, она хочет вести светскую жизнь, но избегает рисковать дружбой, потому что стесняется своей одежды. Поэтому вместо того, чтобы противостоять своей низкой самооценке, Кики делает то, что сделал бы любой из нас: она с головой уходит в работу, чтобы избежать проблемы.

Кики требуется серьезная потеря, чтобы пережить экзистенциальный кризис, в котором она нуждается, чтобы наконец признать, что она борется и нуждается в помощи. Кики, которая учится поджимать хвост и опираться на других, демонстрирует рост. Она больше не упрямая девушка, готовая полететь в бурю с некачественной метлой только для того, чтобы доказать, что построенная ею метла крепкая. Она обнаруживает, что настоящая уверенность проистекает не из перфекционизма, а из принятия себя и всех своих недостатков. Действительно вечный урок.

САН, НЕСУЩИЙ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

-5

Большинству из нас знакомо горе предательства человека, которому мы доверяли. В случае с Сан из «Принцессы Мононоке» (1997) ее предал не один человек, а само человечество. Когда она была еще ребенком, бог-волк Моро напал на ее родителей за уничтожение леса. Чтобы спасти свою шкуру, они бросили свою дочь на пути Моро, когда бежали. В результате Сан вырастает дочерью клана Моро , и у нее развивается сильная ненависть и недоверие к людям.

Но что делает Сан по-настоящему привлекательной, так это ее сильное чувство справедливости и преданности, когда дело касается ее лесных братьев и сестер. С лесом поступили несправедливо. Леди Эбоши и жители Айронтауна вырубают лес, чтобы получить больше железной руды, которую они используют для изготовления оружия, чтобы держать на расстоянии местных богов-животных. Поскольку ее дом и семья постоянно подвергаются нападениям, Сан ставит своей жизненной миссией уничтожить женщину, причинившую лесу столько боли. И она несколько раз рискует своей жизнью, чтобы это произошло, даже появляется одна, чтобы встретиться с Эбоши в Айронтауне, где все вооружены до зубов, а позже принимает участие в самоубийственной миссии по освобождению земли от людей.

Есть время для дипломатии, и есть время для справедливости, и когда женщина, с которой вы в ссоре, хочет оторвать голову Лесному Духу , буквальному богу жизни и смерти, который сохраняет лес, который вы знаете и любите, живым. ну, ты можешь затаить обиду. Но затем появляется Ашитака и пытается заставить двух враждующих женщин увидеть обе стороны, и на мгновение кажется, что сюжетная линия Сан может включать отказ от своей миссии ради шанса на любовь.

К счастью для нас, Сан не ждет, пока Прекрасный Принц придет и спасет ее, и хотя она начинает уважать Ашитаку, она никогда не отказывается от своих ценностей ради своих. Она сама по себе личность, и ни один мальчик, каким бы милым или крутым он ни был, не сможет изменить то, кем она является по своей сути. Вы должны восхищаться тем, что девушка придерживается своего мнения.

ТИХИРО, ДУХ САМООТВЕРЖЕННОСТИ

-6

«Унесенные призраками» (2001) начинается с того, что Тихиро сидит на заднем сиденье машины своих родителей, когда они приезжают в свой новый город. Однако, в отличие от Сацуки и Мэй, Тихиро не в восторге от переезда и нисколько не интересуется миром духов. Фактически, когда ее родители решают пойти посмотреть, что находится на другом конце жуткого туннеля (здесь совершенно нормальные вещи), она сначала отказывается следовать за ними. Но ни один ребенок не хочет остаться один посреди дороги, поэтому она присоединяется к ним, всю дорогу дрожа.

Они находят, по их мнению, заброшенный тематический парк, но когда родители Тихиро садятся в безлюдном ларьке, чтобы съесть горы еды, все быстро становится странным. Мало того, что ее родители превращаются в свиней, кажется, что все это место внезапно оживает. Отказ Тихиро поддаться обжорству спасает ее от участи родителей.

Когда Тихиро наконец получает работу в духовном мире, легко увидеть, что Тихиро не выполняет никакой настоящей работы по дому, поскольку она медленнее всех моет полы и едва хватает сил выжать полотенце досуха. Не говоря уже о том, что она еще и неуклюжая. Но у Тихиро есть одна черта, которой нет у ее коллег — самоотверженность.

Тихиро никогда не поддается жадности и не ставит свои потребности выше потребностей других. Она даже обеспечивает первоклассное обслуживание клиентов чрезвычайно грязному и вонючему духу, от которого все сотрудники бани отшатываются с отвращением. Но Тихиро придерживается этого и получает награду, гораздо большую, чем золото, которое оставляет после себя дух, — проблеск надежды, который может помочь ей спасти своих родителей. Приз, который она бы не получила, если бы не была такой сострадательной.

Мир духов полон обжорства, жадности и излишеств, но Тихиро все это не заботит. Она просто хочет воссоединиться со своими родителями. Ее самоотверженность — вот что выделяет ее среди ярких персонажей мира Хаяо Миядзаки . По-видимому, единственный человек с моралью в этом перевернутом мире, Тихиро является ярким примером того, как оставаться решительным в гнусном мире, который, кажется, одержим идеей спустить вас на свой уровень.

СОФИ, АРБИТР ПЕРСПЕКТИВЫ

-7

Героиня «Ходячего замка Хаула » (2004) Софи совершенно довольна, проживая остаток своей скучной жизни в роли шляпницы. Но когда она неосознанно встречает волшебника Хоула , она навлекает на себя гнев Ведьмы Пустоши , которая накладывает на Софи проклятие, превращающее ее в старуху. Хуже того, она никому не может рассказать о заклинании.

По иронии судьбы, когда Софи становится старухой, она превращается из скучной и послушной в предприимчивую и энергичную, покидая свой родной город в поисках лекарства. Она без раздумий отправляется в долину, которая, как говорят, полна ведьм и волшебников, и в конце концов устраивается на работу в движущийся замок Хаула уборщицей. Замок, в котором отсутствует женское присутствие, стереотипно беспорядок. Но Софи удается найти цель в уборке, организации и реорганизации пространства. То, что поначалу воспринимается как неприятность, особенно Хоулом, который красит волосы в оранжевый цвет из-за того, что Софи смешивала его зелья, в конечном итоге формирует связи, необходимые для того, чтобы эта разношерстная группа стала семьей. Семья гораздо ближе, чем та, которую оставила Софи. (В конце концов, ее мать выследила Софи по поручению злодея Сулимана). И все это благодаря Софи!

Софи также начинает ценить мелочи жизни, которые она раньше считала само собой разумеющимися, например горы и океан, последнего из которых она никогда раньше не видела. Она также совершает удивительные подвиги, например заставляет Кальцифера, огненного демона, который перемещает замок и подчиняется только Хаулу, подчиняться ей и управлять транспортным средством для побега после того, как Хаул наживает себе могущественного врага. В старости она узнает, как снова стать молодой, и осознает ценность межличностных отношений. Именно этот сдвиг в перспективе позволяет Софи в конечном итоге простить Ведьму Пустоши (жизнь слишком коротка для обид), следовать своему сердцу и преследовать Хоула. Но новая жизнь Софи имеет и вторичный эффект, показывая нам, что разрыв между пожилыми и молодыми не так велик, как мы думаем.

ПОНЬО, СТОРОННИК ЗАБОТЫ О СЕБЕ

-8

Поньо из одноименного фильма 2008 года немного отличается от остальных героинь этого списка. Она начинает не с маленькой девочки, а с золотой рыбки, которая мечтает ею стать. Но в стиле настоящего детского кино ее чрезмерно опекающий, ненавидящий людей отец-волшебник и ученый Фудзимото не хочет ничего, кроме как помешать ей осуществить свою мечту. Итак, с помощью своих младших братьев и сестер Поньо вырывается из лап отца и вымывается на берегу перед домом 5-летнего Сосуке . Когда мальчик освобождает ее из стекла, в котором она заперта, между ними возникает связь на века.

Но вскоре Поньо попадает в плен к Фудзимото, что еще больше усиливает ее решимость оставаться человеком. Она снова вырывается на свободу, но на этот раз высвобождает ужасную магию, которая нарушает баланс природного мира и вызывает грозное цунами. Действия Поньо не только подвергают опасности все корабли в море, включая корабль отца Сосуке, но также подвергают опасности его маму и остальную часть города. Однако все это теряется для Поньо, который наконец-то может принять человеческий облик, но ему все еще нужно узнать, что значит быть человеком. У девушки должны быть свои приоритеты.

Природа продолжает разваливаться в отсутствие Поньо, луна уходит с орбиты, а спутники падают с неба, но Поньо, кажется, все равно замечает это или заботится, и кто может ее винить? Все, что заботит Фудзимото, — это запереть Поньо, чтобы он мог восстановить баланс в природе. Кажется, он даже не скучает по ней. Неудивительно, что Поньо сохраняет свой бунт даже во сне, подсознательно применяя единственное заклинание, которое все подростки хотели бы иметь в своем арсенале – барьерное заклинание.

Но жизнь – это баланс, и Поньо не совсем эгоистичен. Когда Сосуке нуждается в ней больше всего, Поньо без колебаний протягивает волшебную руку помощи своему дорогому другу. Но она также не боится брать дело в свои руки, когда дело доходит до достижения собственного счастья. Опять же, все дело в балансе, и Поньо научился ходить по канату между самореализацией и тем, что лучше для других.

Поньо показывает нам, что нельзя жить только ради других. Иногда вам нужно поставить себя на первое место, даже если это вызовет настолько сильную бурю, что она чуть не погубит мир.

КАГУЯ, ПРИНЦЕССА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

-9

«Сказка о принцессе Кагуе» (2013) — это пересказ классической японской сказки о маленькой девочке, найденной в стебле бамбука. Резчик бамбука и его жена берут к себе маленькую девочку, которая, кажется, растет прямо на их глазах, за что другие деревенские дети прозвали ее «Маленький бамбук».

Большую часть дня девочка проводит, играя и проказничая по всей деревне с группой мальчиков. Их жизнь проста, но ей, кажется, нравится деревенская жизнь. Но ее счастье недолговечно, поскольку ее отец получает в бамбуковой роще знак о том, что девушке суждено вести благородную жизнь в столице. Взяв золото, которое он находит в роще, он направляется в столицу, чтобы построить для нее особняк, чтобы она могла жить как принцесса, прося ее уйти в любой момент, не прощаясь со своими друзьями.

Но в отличие от Поньо, она не бунтует. Она на самом деле заботится о счастье своих родителей, и большинство решений, которые она принимает, вращаются вокруг того, чтобы доставить им удовольствие, в частности своему отцу. Оказавшись в столице, она берет имя принцессы Кагуи , но ничто в ней не кричит о принцессе. Кагуя ведет себя в особняке как дикий ребенок: подбрасывает в воздух прекрасные ткани, ползает за котятами по земле и карабкается вверх и вниз по перилам. Понятно, что Кагуя предпочитает свободу на природе одинокой жизни принцессы.

Однако, несмотря на то, что она несчастна, Кагуя не может заставить себя рассказать отцу, что она на самом деле чувствует. Перетягивание каната, которое переживает Кагуя – битва между тем, чего она хочет, и тем, что ее отец считает лучшим для нее, – это то, что всем нам знакомо. Но в конечном итоге решение Кагуи постоянно жертвовать собственным счастьем заставляет ее сделать выбор, который навсегда меняет траекторию ее жизни и ее отношений с родителями. Это тот тип эгоистичного решения, которое человек принимает, прислонившись спиной к стене, и даже несмотря на то, что Кагуя сожалеет, нельзя не гордиться тем, что она думает о себе. Последствия этого поступка преподают Кагуе ценный урок: жизнь полна взлетов и падений, но именно ради этого стоит жить.

КТО ПРАВИТ МИРОМ?

-10

Хотя не существует неправильного способа стать героиней, сила героинь «Гибли» заключается в их разнообразии. Некоторые самоотверженны, смелы и отважны, а другие кротки и робки с большим сердцем. Нет двух одинаковых героинь Ghibli, и именно это делает их уникальными. В каждом из них мы видим частичку себя, потому что студия не просто создает персонажей из воздуха, она черпает вдохновение из реальных людей. Не существует шаблона для печенья, один размер подходит всем архетипам — они все разные и имеют свои нюансы, потому что они обычные девушки. Они не идеальны. У них есть недостатки. Они делают ошибки. И у нас не было бы другого пути.