В прошлом году я написал статью об аниме в жанре исекай (попаданцы), а сейчас хочу дополнить изложенные в ней мысли. Упомяну РПГ-шный подвид исекаев, где протагонист перемещается не просто в другой мир – а в мир, основанный на видеоигровых механиках, таких как получение очков опыта за убийство врагов и приобретение новых способностей в обмен на эти очки, а также существование системы уровней персонажа, плюс наличие подземелий с респавнящимися монстрами и т. д. Думаю, вы поняли, о чём я. Данный подвид исекаев считается самым спорным, ведь он максимально нереалистичен; дескать, игра – это игра, а реальность – это реальность, и нечего смешивать одно с другим! Всё же недаром лучшие исекаи, такие как «12 королевств» и «Реинкарнация безработного», НЕ основаны на РПГ-шном сеттинге! И да – это так. Чаще всего, исекаи в стиле РПГ оказываются теми ещё поделками, дёшево изготовленными и годящимися разве что на один-единственный просмотр. Но знаете, что? Всё это можно реально улучшить! Да-да, создать исекай, чей сеттинг в стиле РПГ ЛОГИЧНО объяснён, – такое возможно!
В качестве примеров упомяну две франшизы, которым это уже удалось: «Мастера меча онлайн» и «Спокойной ночи, мир».
Однако у вышеупомянутых историй было своё объяснение присутствию РПГ-сеттинга в сюжете; а я предложу своё...
Конечно, РПГ-шный сеттинг может присутствовать не только в исекаях, но и просто в современных фэнтези-аниме; однако именно исекаи смогут по-настоящему ужиться с ним, так что остановлю свой выбор именно на исекайном сюжете. С чего он должен начинаться?..
Для примера – главная героиня по той или иной причине умирает в нашем мире и перерождается в мире альтернативном в качестве антагонистки из своей любимой видеоигры (ведь реинкарнации в злодеек всё ещё востребованы аудиторией, да?). Не столь важно, помнит она свою прежнюю жизнь с самого рождения в новом мире, или же вспоминает впоследствии – через какое-либо моральное потрясение либо травму головы; важно то, что она ВСПОМИНАЕТ, какой незавидной по сюжету игры оказывается судьба антагонистки-злодейки; поэтому попаданка пытается сделать всё, лишь бы предотвратить собственный печальный конец! Ведь альтернативный мир ТОЖЕ будто взят из её любимой видеоигры – с теми же странами, территориями и поселениями; разве что всё это щедро дополнено новыми деталями, столь необходимыми реальному миру. Да и народу там КУДА больше, чем НИПов в игре, что востребовано самими реалиями мира; дескать – игровой движок был ограничен и не мог воссоздать столько персонажей, сколько необходимо для реалистичного обслуживания государственной машины. Чего уж говорить о том, что в игре большинство НИПов просто слонялись по локациям и даже не ходили на работу, а в альт. мире это исправлено самими потребностями общества! Ну, и основные персонажи, важные для сюжета, – отныне это тоже живые люди, чьи характеры и желания во многом формируются окружающими реалиями и нравами общества, что может привести к тем же событиям, которые были в игре (если, конечно, пустить всё на самотёк). Также в альт. мире несравнимо больше животных и монстров, ибо больше территории; плюс флора и фауна куда разнообразнее, чем в игре, что продиктовано самой экосистемы мира (на которой игра не заостряла внимания). Да и вариативность поведения у монстров расширенная; к примеру, можно приручить чудище, которое нельзя было приручить в игре, или запугать тамошних гоблинов и заставить их работать на себя. Далее: мир внешне напоминает то ли средневековье, то ли ренессанс (это обычные реалии для попаданки в тело злодейки), и там существует магия – конечно же, она доступна обществу, т. к. НЕ под запретом (кроме разве что самых-самых тёмных искусств!). Однако попаданку выбивает из колеи наличие РПГ-шных элементов в мироустройстве, дескать: «Как такое возможно? Они же все искусственные! Ну, не могли столь точные механики появиться естественным путём – в мире, который должен развиваться случайно, методом проб и ошибок в рамках естественного отбора, т. е. сам по себе, независимо от чьей-то ЧУЖОЙ воли!». Понимаете, насколько важным открытием для любого попаданца должно стать наличие РПГ-шных элементов в РЕАЛЬНОМ, пусть и альтернативном мире? Однако... РПГ-шные исекаи не развивают эту мысль.
«РПГ в реальном мире? Ну, окей!» – Обычно именно так попаданцы реагируют на РПГ-шный сеттинг, что ни разу не реалистично! Именно в этот момент такие истории о попаданцах начинают казаться фарсом; и хорошо ещё, если это встретится в какой-нибудь «Коносубе», которая даже не скрывает, что хочет выглядеть пародией на исекаи, и откровенно высмеивает элементы фэнтези. В другого рода исекайных сюжетах это уже плохо: безразличное отношение главного героя к РПГ в реальном мире делает историю куда менее цепляющей.
Но вернёмся к нашей попаданке! Какое именно объяснение она находит сочетанию несочетаемого – РПГ и реального мира? Да и как, вообще, объяснить, что она оказалась в мире, крайне похожем на тот, что был в её любимой видеоигре? Первое, до чего она додумается, – это то, что альт. мир существовал ещё до видеоигры, т. е. игра списана с него, а не наоборот. Ведь списать целый МИР с игры было бы куда сложнее; кому, вообще, такое под силу, да и зачем кто-то стал бы так заморачиваться?! А вот игру несравнимо проще списать с реального, пусть и альтернативного мира – хотя даже это невероятно трудная задача для сценариста-человека, которому для начала нужно хотя бы узнать о существовании реального альтернативного мира. Каким образом это можно сделать? Есть 3 варианта:
* Быть может, сценарист игры как-то смог побывать в альт. мире, причём путешествовал не только в пространстве, но и во времени, т. е. попал в будущую версию альт. мира, где уже ясно, какие события произойдут (а позже вернулся в свой мир и сделал сюжет, основанный на реальной истории из чужого мира!). Всё-таки если в другом мире есть магия, то могут быть и магические порталы м/у мирами, и один из них вполне мог открыться в нужное время в нужном месте, дабы будущий сценарист на время выпал из своей реальности.
* Есть такое утверждение: «умные мысли приходят к нам из космоса, зато производство глупостей мы наладили сами». Так вот: может, сценарист вовсе не покидал пределов Земли – и новый мир с тамошними событиями ему просто приснился, когда м/у мирами приоткрылся какой-нибудь «космический канал передачи информации». А сценарист опять-таки оказался в нужное время в нужном месте (где “канал ловит”!), благодаря чему впоследствии написал историю о реальных событиях альтернативного мира, основанную на воспоминаниях одного из участников тех самых событий, память которого ненамеренно изучил во сне.
* Возможно, сценарист сам является выходцем из альт. мира, а заодно и путешественником во времени; т. е. он попал на Землю из будущего времени альтернативного мира, потому и знал как о том мире, так и о тамошних событиях, что ещё не произошли. В этом случае он даже может быть ещё одним попаданцем-перерожденцем, но наоборот – из альт. мира в наш.
Ну, а наша попаданка, получается, во всех трёх случаях не просто переродилась бы в альт. мире – ещё и переместилась бы во времени, в прошлое. Объяснение, почему она переродилась в другом мире, тоже можно придумать. Например, души обречены на бесконечные перерождения в телах живых существ, но в одном и том же мире им нельзя обретать тело два раза подряд. Дескать, в противном случае сохраняется память из прошлой жизни, а это нечестно по отношению к другим душам, которые воплотились в том же мире впервые и не имеют такого преимущества; с другой стороны – моральные травмы из прошлой жизни, которые могут негативно сказаться даже на следующей; лучше всего от них избавит именно потеря памяти. Из-за всего этого души обязаны менять мир при перевоплощении – тогда их воспоминания не сохраняются; каждый альтернативный мир устроен так, что отторгает память перевоплощающихся душ из других миров. Однако если в предыдущем воплощении душа запомнила информацию из другого мира, в который впоследствии перемещается, то происходит “баг” с переносом не только души, но и воспоминаний из прошлой жизни. Ведь таким образом вся память о предыдущем мире смешивается с долей информации из нового (вроде воспоминаний о видеоигре, списанной с нового мира!) и перестаёт быть чужой для готовящегося перевоплощения, потому сохраняется, будто бы душа обрела тело в одном и том же мире два раза подряд – чего на самом деле не было. Ну, а скудность информации о новом мире оборачивается низкой вариативностью перерождений: поскольку попаданка знала о новом мире лишь то, что представлено в игре, эти знания становятся своеобразным маяком и позволяют переродиться только в конкретных семьях и конкретной эпохе со свойственными оной реалиями и нравами (и да – с небольшой вероятностью её душа вполне может попасть даже в тело злодейки); для сравнения: было бы у неё много знаний о мире – было бы и много “маяков”, т. е. больше вариантов для перерождения; а если бы знаний вовсе не было, пришлось бы перерождаться наугад (что как раз должно происходить с душами без воспоминаний о новом для них мире). Хотя в качестве первопричины такого “бага” всё равно необходимо существование временно открывающихся «космических каналов передачи информации» или порталов для путешествия м/у мирами (ну, а как ещё миры смогли бы ИЗНАЧАЛЬНО обменяться информацией и спровоцировать “заражение” умов своих обитателей потусторонними знаниями?). Оба варианта могут быть как редким природным вселенским явлением, так и сотворённым фэнтезийными магами колдовством для изучения других миров, просто обладающим двусторонним воздействием, из-за которого не только маги изучают иные миры, но и жители иных миров могут узнать о родном мире любопытных магов. К слову, ещё можно объяснить путешествие во времени параллельно путешествию м/у мирами – дескать, это сделано для того, чтобы в теле одного человека могли оказываться разные души с отличающимися “базовыми” взглядами на жизнь, что разнообразит варианты судьбы как конкретного человека, так и отчасти его окружения. Ведь “базовые” взгляды меньше всего зависят от воспитания; к примеру, не каждый человек, лишённый правильного воспитания, сможет сохранить в себе нравственность – но некоторые сохраняют её вопреки всему, а другие отказываются от неё, не говоря уже о третьих, которые словно изначально не знали, что такое нравственность, и не поняли, даже если получили не самое плохое воспитание.
(на всякий случай уточню: не пытайтесь искать в этой псевдо-эзотерике двойное дно и применять её к нашей жизни; я придумал всё это наспех, в качестве потенциального сюжетного хода – не более)
Тем не менее, всё вышесказанное объяснило бы ситуацию с перерождением в альт. мире, похожем на видеоигру, только если бы в том мире не было РПГ-элементов, словно перекочевавших туда из самой видеоигры! (ибо, ещё раз, они слишком искусственные для реального мира, который развивается естественным путём!). Иными словами, всё это подошло бы для какой-нибудь Катарины Клаэс, но не для Юмиэллы Долкнесс.
Итак, для того, чтобы ЛОРНО объяснить сам РПГ-сеттинг, вернёмся к нашей попаданке. Нет – она не смогла бы самостоятельно додуматься до истины в этом вопросе, все её предположения остались бы предположениями... если бы она не получила объяснения от ЛОРа самого мира. Например, из мифологии. Та ведь развита у любой цивилизации! И при этом так уж может совпасть, что мифология ФЭНТЕЗИЙНОГО МИРА МЕЧА И МАГИИ окажется не столько мифологией, сколько историей этого мира! Ведь незачем придумывать божеств, демонов и фэнтезийную живность, когда все они уже есть и даже не особо прячутся; логично же? А с чего обычно начинается мифология? С богов – и того, как они создали мир. Касательно НАШЕГО мира, в этом можно смело сомневаться; а вот в мире фэнтези будет поменьше скепсиса, ибо там слова о сверхъестественных существах часто подтверждаются делами оных. В общем, представьте, что наша попаданка, руководствуясь этой же логикой, решила поискать ответ на интересующий её вопрос в мифологии, которая часто пересекается с самой настоящей историей мира. Таким образом попаданка находит информацию об умнейших существах во Вселенной – богах. Их разум совершенен – они физически не могут ошибаться, они просто не умеют делать этого! И именно неспособность совершать ошибки стала их проклятием. Предсказуемая жизнь богов оказалась невероятно скучной. Поэтому они создали людей – существ куда более глупых, склонных совершать ошибки и... быть НЕ предсказуемыми; это было сделано ради банального развлечения. Совершенные боги с большим интересом наблюдали за НЕ совершенными людьми и понимали, что НЕ совершенный человеческий разум может порождать такие непрактичные идеи, какие никогда не посетили бы самих богов. Люди создавали государства с глупыми формами правления, совершали грубейшие ошибки, ведшие к социальным трагедиям; и, когда казалось, что ничего глупее быть не может, люди выдавали ещё бо́льшую глупость, а потом воспевали это, придавая глупости ореол храбрости или преданности, тем самым превращая глупость в абсурд. Всё это развлекало богов; а потом они даже начали вдохновляться людским творчеством, опять же страдающим от ошибок и непрактичности, именно этим и привлекающим. Так боги (опять же ради развлечения) начали создавать целые новые миры, основанные на творчестве людей из старых миров... В этот самый момент наша попаданка понимает, что оказалась именно в таком мире, созданном всемогущими богами по мотивам человеческого творчества; и пусть мир по всем признакам развивался естественно, но создан был искусственно, с учётом РПГ-шных механик, подсмотренных богами у людей из её родного мира. Всё-таки недаром ей казалось, что глупо делать РПГ-шные условности полноценной частью сюжета в ранобэ, манге и аниме об альтернативных мирах; даже боги заметили это! Остальное же, вроде неизбежно появляющихся и исчезающих «космических каналов», порталов м/у мирами и “бага” с переносом воспоминаний из одного мира в другой – скорее, неизбежные проблемы самой Вселенной, не имеющие отношения лично к богам. Хотя те даже не против, чтобы миры изредка обменивались информацией; ведь это делает реальность чуть менее предсказуемой и чуть более интересной!
(к слову: эту идею с богами я тоже придумал исключительно для потенциального сюжета; близко к сердцу не принимайте)
Чем же после этого займётся наша попаданка? Возможно, попытается найти в своём нынешнем мире баг на бесконечные деньги. Ну, во всех же РПГ должен быть баг на бесконечные деньги, правильно? (даже если РПГ-шкой оказался реальный мир, не грех попробовать!). Ну и, конечно, ей необходимо будет продумать, как избежать печальной судьбы; в конце-то концов, наша попаданка переродилась псевдо-злодейкой в мире, что создан всесильными, но заскучавшими богами, по мотивам видеоигры с вполне конкретным сюжетом...
Кстати, объяснить РПГ-сеттинг в параллельной реальности можно иначе. Другой пример – когда главный герой умирает в нашем мире, но, прежде чем переродиться в мире альтернативном, попадает на рандеву к какому-нибудь богу, который кратко описывает ситуацию, дескать: «ты умер, но был хорошим человеком, поэтому переродишься в новом мире с воспоминаниями из прошлой жизни, чего обычно не случается» (ну, встречи ГГ с богами м/у смертью и перерождением тоже нередки в исекаях; верно?). Но суть в том, что бог объясняет нашему “пока ещё не совсем попаданцу”, что тот переродится в мире с РПГ-шными механиками и даже получит небольшой бонус к характеристикам; а главгерой удивляется – как, вообще, может существовать такой мир? На что бог отвечает, дескать: «заскучали мои родичи – и решили создать какой-нибудь необычный мир; подсмотрели идею в творчестве людей, ну и воплотили в реальность». ВСЁ! Мир с РПГ-сеттингом сюжетно объяснён! Одно но: такое объяснение непросто вписать в историю о попаданке в тело злодейки – в подобных сюжетах не находится места для рандеву с богами. Этот ход свойственен другим исекаям, где протагонист не воплощается в теле персонажа из видеоигры, а сохраняет индивидуальность, при этом покидает свой предыдущий мир именно по причине смерти – иначе ему не удалось бы встретиться с некоей Высшей Силой м/у мирами; т. е. тут не обойтись обычным переносом живой тушки в другой мир с помощью случайного портала или «призыва иноземца фэнтезийными магами» (что тоже частенько встречается в исекаях). Так что иногда персонажа приходится лишать жизни – хотя бы разок за весь сюжет; подводок к этому можно придумать немало. А впрочем... порой их вовсе не придумывают! Да, бывает так, что ГГ просто осознаёт, что лишился жизни – и ВСЁ; а «почему» – дело десятое (ну, история ведь не об этом...).
Подытожу. Даже РПГ-шный сеттинг в исекаях можно логично объяснить; как уже было упомянуто, идеи из этой статьи бесплатно предоставляются для творчества – мало ли, кто-то захочет написать историю о попаданчестве в РПГ-сеттинг! Ну, а я добавлю ещё несколько слов об исекаях. Произведений, которые я смотрел с интересом, в этом жанре немало. У исекаев огромный потенциал, в чём вы уже могли убедиться на примере с объяснением РПГ-сеттинга. К тому же попаданчество в фэнтезийные реалии не является потолком для исекайного сюжета; с тем же успехом попаданца можно закинуть в футуристический мир сверхвысоких технологий – как пример. Плохо лишь то, что потенциал жанра не торопятся развивать; во многом из-за этого выходит всё больше однотипных поделок в многообещающем жанре.