Найти тему
Одно время

4 альбома Gentle Giant 1972-75: рафинированный рок от эстетов-хулиганов

Оглавление

Есть легенда, что Элтон Джон не прошел прослушивание на роль ведущего вокалиста в эту группу в 1970-м. Сложно представить, что бы в итоге стал исполнять этот дивный симбиоз :))) Как вспоминал состоявшийся основной вокалист "джентлов" Дерек Шульман, каждый в группе имел свои предпочтения в музыке - поп, рок, джаз, классика, авангард. И всё это они замешали в крутой микс, который и стал их визитной карточкой. Ссылка на пост о первых альбомах группы - внизу этой страницы.

Gentle Giant - Octopus, 1972

-2

Четвертый альбом. В группу пришел классный и экспрессивный барабанщик Джон Уизерс. Хотя и Малколм Мортимер был хорош, чего уж там. В названии игра слов: octo opus (8 пьес). Рэй Шульман считал эту работу лучшей у них.

Почти все песни имеют литературную основу. А в музыке много влияний европейской академической музыки - тут и хоралы, и мадригалы, и сюиты. Само самой, здесь много фолка, который круто смешан с арт-роком и даже авангардом. Гармонии и мелодии соседствуют с атональными звучаниями.

-3

В США альбом вышел с другой обложкой. Оба варианта интересные. В "Биллборде" альбом поднялся до 170-го места. Группа стала более активно появляться на ТВ в среде рок- и поп-звезд. Их выступления того периода можно найти на Ютубе. Весьма экспрессивно, громко, шумно, эффектно. На студийных записях они звучат, конечно, более лаконично, четко и рафинировано.

Gentle Giant – In a Glass House, 1973

-4

Следующая, пятая по счету, работа. Ушел духовик и вокалист Фил Шульман, и в группе осталось пятеро. В этом альбоме всё хорошо, кроме одного - здесь нет вообще ничего нового по сравнению с предыдущими тремя работами. А это не очень хорошо для группы, которая желает не просто топтаться на участке, который застолбила, а развиваться дальше. Но как отдельно взятый альбом - хорош.

Название взято из фразы "Тот, кто живёт в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других", которую обычно приписывают Р.Л. Стивенсону (по другой версии это поговорка). Лейбл "Коламбия" не стал издавать альбом, так как менеджмент решил, что он не принесет коммерческой прибыли (это очевидно и так :))) В итоге он так и не вышел в США.

Керри Миннир
Керри Миннир

Мне нравится здесь Керри Миннир, играющий на вибрафоне, глокеншпиле и челесте (клавишном вибрафоне). Второй номер An Inmate's Lullaby - это его бенефис. Он здесь еще и стучит в литавры. По сути весь перкуссионный номер сделал он в одиночку. Музыка и звуки очень точно соответствуют названию альбома.

Gentle Giant - The Power and The Glory, 1974

-6

Шестой альбом - пожалуй, мой любимый у них. В личных предпочтениях идет перед 3-м и 4-м. Это также один из самых популярных их альбомов. Вместо отказавшейся от них "Коламбии", его выпустила "Кэпитол". Риск оказался оправдан - работа поднялась на 78-е место в "Биллборде", что вообще круто для группы такого направления.

Здесь всё тот же фирменный стиль, но более структурированный и обузданный, что ли. Парни сделали упор на мелодичность и выдали ряд достаточно ярких песен, двинувшись, возможно, куда-то в сторону "Битлз". Причем по тематике он наиболее... политизированный. Что еще более странно для "литературной" группы.

Джон Уизерс и Гари Грин
Джон Уизерс и Гари Грин

Люблю почти все песни отсюда. Proclamation - классный грув и стерео-звучание инструментов. So Sincere - атональный арт-рок, почти авангард. Aspirations - просто шедевр, стилистически сочетающий фолк и психоделию. Playing the Game - вероятно, самая британская здесь, по гармонии напоминает о "битлах". Есть здесь пара невнятных номеров типа The Face и заглавной песни. Но они не портят альбом.

Gentle Giant – Free Hand, 1975

-8

Седьмой альбом - самый рейтинговый у них: аж 48-е место в США и 49-е в Канаде. Снова гармония между мелодичностью и прог-фолковыми наворотами. Много новых синтезаторных звуков от Керри Миннира, бодрые гитары Гари Грина и тяжелый прифуззованный бас Рэя Шульмана - вот что нравится мне здесь.

В первых двух номерах группа творит что-то невообразимое. Закрученные по неимоверным спиралям красивейшие мелодии в фолковом стиле, такие же тонкие и виртуозные инструментовки. Второй номер фолк-рок On Reflection - шикарная вокальная полифония и роскошные мелодии в фолковом и хоральном стиле.

-9

Они создают плотную музыкальную картинку, где у каждого инструмента как бы своя ниша, не похожая на все остальные ниши. Звуками, как кирпичиками, они заполняют эти ниши, нанизывая их один на другой. То же с распевками. Все пятеро безупречно владеют голосами, которые у них сами по себе хорошие.

Рэй и Дерек Шульманы
Рэй и Дерек Шульманы

Самое интересное, я смотрел запись концерта с этими же песнями. Вживую они творят то же самое, если даже не круче. «Джентлы» в самом соку, в своем барОчном стиле, замешанном на фолке.

На посошок

Друзья, мы завершили запись своего старого альбома 1996 года. Мы шли к этому больше года, доканывали вас отдельными песнями. И вот результат. Лично мне за альбом ни капли не стыдно. Он получился лучше, чем я предполагал изначально. Все старые задумки моей группы воплощены и даже более. Думаю, мои старые коллеги по группе "Одно время" были бы довольны результатом.

Где скачать

Ютуб ужасно сжимает звук, за который я так боролся. Скачать и послушать оригинал можно на Бэндкемпе. Жмите на Buy Digital Album, вписывайте 0 (ноль) в окошко цены - и увидите заветное слово Download. Скачивайте в любом удобном формате, включая несжатый Wav. Получаете архив, распаковываете и вуаля - все исходники + обложка у вас на компе. Приятного прослушивания!

В предыдущей серии о "джентлах":

Три первых альбома Gentle Giant 1970-72: эксперименты с сочетаниями стилей и уникальный фолк-мелодизм