В не столь далёком 2018 году компания Айсин пустила в свет вариатор уникальной конструкции. Вообще трансмиссии этого типа в классификации производителя идут под маркировкой “K” (K110, K310, K115, тп). Эта разработка вышла под маркировкой “K120”. Устанавливается на автомобили Тойота/Лексус, с двигателями объёмом до 2.0L, такие как: Camry, RAV4, проч.
Достаточно подробно об уникальности этой модели мы рассказали и показали некогда в отдельном видеосюжете (см. здесь).
В паре слов: коробка передач сочетает в себе классическую составляющую МКПП (как положено, вилка, синхронизатор, шестерни, все дела) – используется для начала движения вперёд (до 15 км/ч) и для движения назад, - и собственно вариатор для оптимального распределения нагрузок при движении на скоростях выше 15 км/ч. Теперь активные троганья с места нежному вариатору стали не страшны! Ну вроде бы так…
Периодически нам поступают на ремонт вариаторы этой модели с гудящими подшипниками шкивов, но чаще всего со сгоревшим пакетом сцепления, подключающим собственно вариатор. Проявляется пробуксовкой на переходе с механики на ремень. Сначала это заброс оборотов, после которого, с ударом, но переход таки происходит, и движение с ускорением продолжается. Но впоследствие, с течением недолгого времени, уже идёт пробуксовка, не позволяющая далее ускоряться – пакет сцепления полностью сгорает, вариатор не подключается.
Тут конечно, не сказать, чтобы дёшево выходит ремонт, всё же мы подходим фундаментально, восстанавливая максимально приближено к исходному заводскому состоянию… Но, основная механическая составляющая АКПП сохраняется целой. Имеем в виду собственно корпус, шестерни главной пары… Совсем не так страшно, как оно регулярно встречается на 6-ти ступенчатом поколении АКПП тех же автомобилей, более почтенного возраста. Где рассыпающимися иголками подшипников, попадающими промеж шестерён, внутренние механизмы зачастую буквально перемалывались в кашу.
Но, беда прилетела, откуда её не ждали!
Бывает такое с автомобилями, оснащёнными вариаторными трансмиссиями – едешь, в ус вроде не дуешь, хлоп – и тяги нет. Всё. Ни вперёд, ни назад. Это когда в вариаторе по той или иной причине лопнул и порвался приводной ремень. Разные причины бывают – где-то уже ресурс выработался, где-то водитель помог ресурс сократить, где-то брак конструкции приключился. Ну и дальше дорога одна – на эвакуатор и в сервис.
Но мы помним, выше указали, конструкция ЭТОЙ модели УНИКАЛЬНАЯ! Ну порвался ремень, что ж, бывает! У нас, тем не менее, осталась механика! Да, в ручном режиме, да, со скоростью до 15 км/ч, но машина ведь поедет! И вроде бы можно без эвакуатора, самостоятельно, в сервис добраться.
Это логика действительно соображающего, смекалистого водителя!
Эх, кабы оно без последствий!...
А последствия будут.
Что собой представляет ремень вариатора. Набор множества металлических сегментов, собранных на эластичных, но в то же время достаточно прочных лентах.
Но, по какой-то причине ленты порвались!
Тяга утрачена, автомобиль замедляет ход и останавливается, прекращается вращение главной пары шестерён в коробке передач.
А ремень, тем временем, продолжает разбираться на составные части, «рассыпая» постепенно звенья – те самые металлические сегменты, совсем недавно бывшие скреплёнными лентами.
И вот наш смекалистый водитель. Немного покумекав у вставшего ни с того ни с сего автомобиля, вновь начинает движение. В ручном режиме, на первой передаче, так её назовём. Автомобиль тронулся, передавая крутящий момент двигателя по шестерням механики на главную пару АКПП и далее на колёса. Гравитация никуда не делась, автомобиль потряхивает на неровностях дороги, звенья ремня продолжают соскальзывать с разорванных лент. И в какой-то момент один из сегментов ремня с потоком масла попадает промеж зубьев шестерён! Хрясь, и зуб отломан!
И теперь стоимость ремонта СУЩЕСТВЕННО возрасла. Раньше, ясное дело, ремень заменить, конуса восстановить, проч. Но теперь. Теперь нужно раздобыть шестерни главной пары! А это, знаете ли, такая деталь, что на дороге не валяется. В продаже сыскать – днём с огнём! Фактически единственный источник, откуда можно разжиться шестернями на вариатор К120 – это достать их из другого такого же вариатора модели К120, который не постигла участь вашего подопечного.
А знаете, что ещё может приключиться? Как у одного из поступивших к нам на ремонт… Остатки ремня криво-косо расклинило промеж конусов первичного вала. И так расклинило, что поверхность подвижной тарелки оказалась продавлена ГЛУБЖЕ слоя цементирования (он составляет 0,3 мм). Такой шкив уже, к сожалению, не восстановить – в металлолом!
Откуда добываем новые шкивы? Верно, оттуда же, где берём шестерни. И калькуляция, тем временем, продолжает расти в геометрической прогрессии.
Хорошее дело смекалка! Но делаем выводы!
К слову, разбор пары таких историй мы также изложили в видео, можно посмотреть здесь.
В завершение наши рекомендации владельцам автомобилей, оснащённых этим чудом науки и техники.
Вдруг пропала тяга у автомобиля? Не разгоняется выше 15 км/ч? СТОП! Вызываем эвакуатор, и в сервис!
Отдельное обращение смекалистым – смотрите на два шага вперёд! Экономия (времени ли, денег ли) в моменте может обернуться мощными расходами в недалёкой перспективе!
Всем удачи и хорошего настроения!
До новых встреч в Дзене!