Найти тему
Логопед Анна Полякова

Природа стимов у детей, и почему это далеко не всегда про аутизм.

Многие знают, что я придерживаюсь классического отечественного взгляда на проблему аутизма. Ближе всего мне идеи В.В. Лебединского, который объяснял проблемы аутичного поведения безвыходным положением ребенка, ставшего заложником реальных неврологических проблем. У малыша в комплексе есть зрительные, слуховые, тактильные, осязательные обонятельные и иные виды агнозий и апраксий, действительность он воспринимает искаженно, что мешает полноценному накоплению и обработке информации, а значит и развитию. Не имея возможности развиваться, все что остается такому малышу, это уйти в себя, в доступные его пониманию стимулы и возможности их удовлетворения.

Источники freepik.com, фото из открытых источников.
Источники freepik.com, фото из открытых источников.

В России аутизм никогда не считался самостоятельным заболеванием. Он был лишь симптомом основных недугов, которые было принято выявлять и лечить.

Времена меняется, под влиянием западной культуры и международной классификации болезней в нашу систему здравоохранения пришел аутизм, как психиатрический диагноз. Родителям не объясняют причины возникновения каждого симптома в комплексе, а лечат весь спектр проявлений целиком, не путем развития отдельных пораженных участков мозга, восстановления утраченных навыков восприятия, а системой анализа поведения и подстраивания под его симптомы. То есть натаскивая ребенка на нормы общества с тем, что есть в комплексе его недуга, не вдаваясь в подробности его компенсации. Однозначно так куда дешевле. Ведь всегда проще принять то, что есть, чем разматывать моток недуга и подвязывать каждый просевший участок, вот только эффективность такого подхода для самого малыша весьма относительна.

Но вернемся к нашим, отечественным титанам науки, которые все-таки создавали системы восстановления функций, подвергая оценку поведения ребенка глубокому самоанализу не его душевных порывов и желаний, а форм проявлений заболевания.

Тема сегодняшней статьи -стимы. Что же такое стимы? Стимы -это повторяющиеся движения или звуки. Навязчивые, постоянные, возникающие некорректно ситуации. Примеры стимов самые разные- это и навязчивый смех, и махание крылышками, и вокализация, и бубнешка отдельных слов или фраз. Крайне важно отличать стимы от эхолалии- это разные недуги, в их основе разные нарушения и компенсировать их так же нужно по-разному.

Приведу пример стимов, которые я наблюдала в детстве. В первый класс к нам пришла девочка Маша. Мама была странная, она могла ответить только на вопрос о своем имени. Во всех остальных случаях Маша вместо ответа громко и раскатисто смеялась или хихикала. Как думаете почему Маша так делала? У маши не было никакого аутизма. Диагноз у нее был простой- умственная отсталость. Мама не понимала речь, но осознавала, что ответ от нее требуют, поэтому смех стал компенсацией ответной реакции собеседнику. Положительная эмоция хоть и выглядит странной, но по сути переводит разговор в позитивное русло, что помогает Маше оставаться в своей коробочке непонимания нетронутой и не обиженной. От хохочущей Маши ответа никто не требует, особенно если смех навязчив, не совсем естественен и корректен. Маша проучилась с нами не долго, через месяц ее отсадили на заднюю парту, а через половину года отправили в класс коррекции. Смех часто заменяется на потоковую эхолалию. Важно не путать эхолалические стимы, когда ребенок бездумно талдычит слово по кругу подобно смеху, описанному выше с настоящей отсроченной эхолалией, являющейся хоть и патологической, но речью. Во втором случае фразы и мультиков малыш применяет к месту, а диалог по кругу к ситуации.

Другой вид стимов- это кружение, наблюдение за льющейся водой, радость хлопать дверьми, крылышки и иные варианты усиления ощущения. Что это такое? Если бы Вы плотно изучили систему агнозий по А.Лурии то узнали бы сколько различных видов искаженного восприятия существует. Рассмотрим систему стимов на простом примере зрительной апраксии, приводящей сужению видимого поля и вызывающей количественную зрительную агнозию. Проще говоря угол зрения ребенка ограничен, и видит и осознает он только узкий поток информации. Естественно, малышу хочется увидеть больший кусок мира, но нарушение ему этого не позволяет. А тут льющаяся вода, или горящий огонь, мозг воспринимает интересный, оригинальный стимул отличный от обычной действительности, который хочется рассмотреть получше. Само движение для детей с потерей контроля над перемещением предметов весьма интересно. Данный стимул был изучен у людей слепых от рождения, которым во взрослом возрасте, когда наука достаточно развилась, прооперировали глаза. Любимое дело данной группы пациентов было желание рассматривать поток движущихся машин. Движение красок воспринимаемое их мозгом не умеющим корректно интерпретировать увиденное было им крайне интересно и приятно. Никакого аутизма у пациентов данной группы никогда не было диагностировано. Тот же принцип работает и с желанием усилить ощущение по средствам крылышек, или тактильного переминания в руках игрушки антистресс.

Есть ли польза или вред в стимах? Стимы считаются нарушением Воли. Иными словами, ребенок может научиться их контролировать. Есть стимы и у здоровых людей. Например, желание перебирать волосы в момент волнения тоже своего рода стим. По мере развития лимбической системы и взросления ребенка малыш все лучше и лучше контролирует данный процесс.

Непроизвольный смех уходит, когда ребенок начинает включаться и понимать речь. Теперь он может дать ответ, и ему не нужно прятаться за неадекватной реакцией. Зрительная система, при целенаправленной работе по восстановлению зрительной апраксии и агнозии соответственно так же поддается коррекции. Поля зрения расширяются, огонь и вода перестают быть таким уж интересными, да и мозг уже привык и научился контролировать поток красок.

Тактильные ощущения так же меняются. После логомассаже к детям возвращается чувствительность рта, губ, щек и издаваемые в момент стимуляции звуки перестают носить те странные и манящие ощущения. Чувствительность стала в норме, больше у ребенка нет желания ее усиливать.

Каждую стимуляцию нужно аналтизировать, и делать это не с точки зрения: "У этого ребенка аутизм, что ж Вы от него хотите, такое поведение норма для диагноза". А анализировать глубоко, до азов нейропсихологии, до неврологических и социальных причин лежащих в основе данных нарушений. И только выявив причину, можно подобрать пути восстановления и компенсации данного недуга.

Добавлю напоследок не маловажный факт из отечественной неврологии и психиатрии. А. Лурия выделил свои агнозии и апраксии положив их в основы нарушений мышления и поведения, но он же описал их в рамках не только психиатрических, но и неврологических патологий. Иными словами, агнозии и апракии испытывают не только дети с так называемой врожденной психиатрией, но и люди перенесшие инсульты и черепно-мозговые травмы. И для таких людей подобные психостимуляции говорят лишь о наличии неврологической проблемы, с которой нужно работать.

А Вы сталкивались со стимами, какие методы лечения оказались эффективные в их компенсации?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.