Найти в Дзене
Владимир Нагирняк

Как немецкая разведка расколола коды советской "Энигмы"

Источник фото - https://stalingrad.vpravda.ru/
Источник фото - https://stalingrad.vpravda.ru/

В 1943-м произошел небывалый в истории войны случай, когда на советскую сторону перешел сотрудник немецкой радиоразведки. То, что от него узнала советская разведка, шокировало, но не удивило советское командование. Дешифровальщик-перебежчик рассказал, что немецкое командование знало о готовящемся наступлении на Донбассе, благодаря отличной работе своей дешифровальной службы. Оказалось, что последняя взломала советские коды и спокойно читала всю передаваемую кодированную информацию.

Выяснилось, что немцы легко «ломали» наши двух, трех и четырехзначные коды, ключи к которым менялись обычно через неделю. На дешифровку таких сообщений им требовалось до двух часов, а, когда устанавливались все значения советской кодовой таблицы, то расшифровка длилась 5-10 минут.

Кроме того, немецкая разведка полностью установила советские закодированные карты, значения которых для уточнения также передавались кодом по радио. Это означало, что немцы брали карту и наносили на нее все, что было перехвачено по радио. Таким образом, немецкая разведка устанавливала нумерацию частей и соединений и, соответственно, намерения советского командования. В последнем случае, немцы легко проникли в замыслы командования Южного фронта провести наступление, когда, благодаря радиоперехватам и дешифровкам, выяснили, что советские артиллерийские части резко увеличили запасы снарядов с одного до семи боекомплектов.

Проведенная проверка установила, что перебежчик не врет, так как советские коды оказались настолько простыми, что действительно взламывались за пару часов. Единственный код, который оказался немцам не по зубам был пятизначный.

После этого начался тихий «шухер», в результате которого, было отдано строжайшее приказание, чтобы все коды, используемые в войсках, утверждались только после тщательной проверки спецами советской шифровальной службы.

И здесь стоит добавить, что свою лепту в «кормежку» немецкой радиоразведки данными внесла и слабая дисциплина в переговорах по радио. Было много нарушений, переговоров открытым текстом, что неоднократно фиксировалось при проверках работы связи в войсках. О таких проблемах в самом начале войны я писал ранее здесь:

Увы, столь быстрый отход немцев с Донбасса к Днепру и с Таманского полуострова в Крым теперь не выглядит удивительным.