Осенью подруга подарила книжку, зная про мою любовь к "тихим" историям, книгам без слов. Когда восторг немного улёгся и вволю насмотрелась-начиталась, вдруг вспомнила похожую историю, а от неё мои мысли (мои скакуны) допрыгали и до текста, предложенного для анализа ученикам на ЕГЭ по русскому языку. Всё это немного странно, но так здорово! Давайте и вам расскажу. Полетели?
Подарила подруга мне книгу Дэвида Виснера "Вторник", эта история получила в 1992 году медаль Калдекотта. И сюжет, и то, как всё это нарисовано восхитило меня. Хотя я уверена, что довольно много людей просто пожмёт плечами (и это в лучшем случае).
Несколько слов в книге всё же есть. Начинается история с надписи: во вторник вечером, около восьми. А дальше мы только наблюдаем за последовавшими событиями:
На листьях кувшинки лягушки поднимаются в воздух и, к полному изумлению всех плавающих и летающих, отправляются в воздушное путешествие.
Немного удивлённые, но уже получающие удовольствие от своего нового положения лягушки направляются в ближайший городок, где развлекаются на всю катушку до рассвета.
С первыми лучами солнца листья кувшинки теряют волшебные свойства, и лягушки вынуждены вернуться в свой пруд, а жители пытаются понять, что же это такое произошло.
А в следующий вторник вечером...
Эта история вдохновила Пола Маккартни в 2002 году на создание анимационного фильма (он один из трёх в антологии «Пол Маккартни: Музыка и анимация»). Об этом я узнала не сразу, но была очень рада, когда нашла: книжка оживает под чудесную музыку:
А сразу я вспомнила ещё одну историю, слова в которой тоже не особенно нужны, хотя они там всегда были. Книгу эту издавала "Поляндрия": Дэвид Смолл "Оленьи рога Имогены". Тоже абсолютно фантастическая, но очень классная история!
Однажды Имогена просыпается с оленьими рогами! Девочка сразу сталкивается с кучей бытовых проблем: как пройти, как одеться, как спуститься... А вот реакция окружающих очень разная. На фотографиях хорошо виден текст, не буду пересказывать всю историю:
Видно, что сама Имогена больше получает удовольствие от такого нового состояния, чем переживает и озадачивается (для этого есть другие).
Посмотрите, как много общего! Подписи в галерее, там же финальные иллюстрации обеих историй!
По-моему, эти истории предлагают много тем для разговоров. Ярко и образно оба Дэвида напоминают, как классно верить в чудеса, предлагают немного отклониться от привычного, обычного, будничного и даже от нормального.
Марина Москвина в рассказе "Что случилось с крокодилом" идёт дальше.
Конечно, она про детей и родителей, но не только:
- Послушайте, странное всё-таки дело. Ну повезло, ну появились вы на свет по всем правилам, как положено. Ну такие же вы, как все... А если кто-то получился непохожим на вас? Так давай смейся над ним, дразни, а ещё лучше проглоти его, да и дело с концом? Так получается?
Ведь вы помните этот рассказ? А мультфильм? Он менее многословный, зато выразительный по картинке:
В рассказе есть и такие фразы, относящиеся к крокодилу: "Сумасшедший какой-то! Вы только посмотрите на него!", "- Ну и чудной... Просто ненормальный какой-то!" А ведь что произошло в финале! Крокодил полетел! Взмыл в небо и полетел. Все говорили, что ничего не получится, верили лишь его птенец и сам крокодил. Этого оказалось достаточно.
И вот мы с вами дошли до текста, который предлагался для анализа на ЕГЭ по русскому языку лет десять уже назад:
Интересно, как эксперты, проверяющие сочинения ЕГЭ по русскому языку, отнеслись бы к примерам из тихих книг или книг-картинок? Ведь всё, что я сегодня вам показала, как раз о новом, неожиданном, о способности удивляться и делать открытия. А вы как считаете?
Ещё одну тихую книгу Дэвида Виснера (а у меня теперь есть не только его тихие книги) показывала здесь: