Найти тему
Сергей Овчинников

Охота на фотоохоту: 1140-1650 мм F4.0

Снова приготовил к бою орудие калибра 49 мм. 15 выстрелов в секунду. Пассивная система охлаждения. Полностью электронное наведение. Дальность стрельбы до двух километров... Смотрю, кто-то уже поднапрягся... Расслабьтесь - речь пойдёт о фототехнике.

Скукотища тут с вами))) Зима тоже порядком поднадоела. Нужно как-то продержаться до весны! Поэтому продолжу брутально и без тормозов. Теперь уже в фотографических терминах: 1650 мм F4.0, оптическая стабилизация, 15 кадров в секунду, отрицательная задержка затвора (-1,6 сек!).

И это - цифра из 2000-го года! Фотоаппарат конца XX века! Для фотоаппаратов Canon EOS 1D такие характеристики ещё долго будут недостижимыми. Или недостижимо и по сей день (функцию Pre-Capture, кажется, так и не завезли) . Первый 1D будет анонсирован только осенью 2001 года: это будут жалкие 8 кадров в секунду...

В 2000-м году Olympus выпускает уникальную цифровую фотокамеру.
1140 мм F4.0. Olympus E-100RS + Olympus TCON-300 с блендой на платформе Olympus TCON-SA2
1140 мм F4.0. Olympus E-100RS + Olympus TCON-300 с блендой на платформе Olympus TCON-SA2

Действующие лица настоящей пьесы (в порядке появления на сцене):

  1. Olympus E-100RS - самая быстрая цифровая камера из 2000-го с функцией Pre-Capture (предварительный захват 1-5 изображений) и серийной съёмкой до 15 кадров в секунду на полном разрешении. Единственная печаль - полное разрешение составляет 1,4Мп (датчик 1/2 дюйма). Фотоаппарат оснащён высококачественным телеобъективом 38-380 мм (экв.) с системой эффективной оптической стабилизации изображения. 13 элементов в 10 группах.
  2. Olympus TCON-300 - телеобъектив с увеличением в 3 раза, снижает светосилу объектива E-100RS на длинном конце примерно до F4.0. На передний конец навинчивается глубокая металлическая бленда (резьба 49 мм). На задний конец надета муфта из толстой высококачественной резины. На корпусе TCON-300 есть обрезиненное кольцо фокусировки. 850 грамм, длина - 17,5 см. 10 элементов в 9 группах.
  3. Olympus TCON-SA2 - платформа предназначена для прикрепления TCON-300 к фотоаппарату E-10 (E-20) с установленной батарейной ручкой. Платформу SA1 я оставил для E-20, а SA2 с ручкой приспособил к E-100RS. При этом фотоаппарат можно без проблем свинтить с консоли (без разборки всей системы), легко заменить батареи и карту памяти.
  4. Olympus TCON-14B - афокальная система с увеличением в 1,45 раза, не влияет на светосилу. Объектив имеет длину 67 мм и диаметр 90 мм (в самом широком месте). Его вес составляет 475 г. Оптическая схема TCON-14B состоит из 5 элементов в 3 группах. Все поверхности имеют многослойное просветление.

В конструкцию можно добавить спусковой тросик Olympus RM-CB1, для придания системе удобств "Фотоснайпера" - на камере есть возможность его подключения. Но, думаю, это будет излишним усложнением. Вполне удобно удерживать систему левой рукой за цевьё (контролируя большим пальцем кольцо фокусировки на TCON-300), а правой рукой за рукоятку фотокамеры.

Big Mama - нужно ли?

Система TCON-300 + TCON-14B была названа Анджеем Вротняком, самым известным из олимповодов, "большой мамой" (Big Mama). На фотокамере Olympus E-10 (Е-20) система более-менее адекватна.

На фотоаппарате Olympus E-100RS Big Mama позволяет достичь фокусного расстояния 1650 мм (экв.) при светосиле около F4 (напоминаю о снижении светосилы из-за TCON-300). В интернете я смог найти только одно упоминание реального использования связки Olympus E-100RS + TCON-300. Было написано, что связка вполне рабочая, но потребует изготовить у опытного токаря держатель для TCON-300, т.к. комплектный рассчитан на фотоаппараты E-10/E-20.

1650 мм F4.0. Olympus E-100RS + Big Mama на платформе Olympus TCON-SA2
1650 мм F4.0. Olympus E-100RS + Big Mama на платформе Olympus TCON-SA2

Я поступил иначе. TCON-300 и TCON-14B были соединены через повышающее кольцо 49-62 мм. С другого конца на резиновую муфту TCON-300 было надето понижающее кольцо 77-72 мм, которое село как влитое. Соединение с аппаратом E-100RS осуществляется через одно повышающее кольцо 49-77 мм. Весь обвес держится на TCON-300, который в свою очередь присоединён к платформе TCON-SA2. Наплечный ремень Olympus присоединен к TCON-SA2 и дополняет картину.

Посмотрим, насколько оптически сложной оказывается Big Mama на базе Olympus E-100RS: 28 элементов в 22 группах (!), оптический стабилизатор. Существуют ли системы сложнее?

На практике использование BigMama на E-100RS нецелесообразно, т.к. мягкость картинки и хроматические аберрации не позволят получить достойного изображения. Или +TCON-14B на 550 мм (экв.) с отличным качеством изображения. Или +TCON-300 на 1140 мм (экв.) с хорошим качеством изображения. Вместе насадки уживаются на E-100RS плохо.

Ниже в галерее я привожу два кадра, снятые с одной точки. Один кадр с телеобъективом TCON-300 на 1140 мм (экв.), другой с использованием Big Mama на 1650 мм (экв.)

В комментариях можете назвать объективы к системным фотокамерам, которые обеспечат 1140 мм при F4.0. Можно нарыть какие-то зеркально-линзовые системы или использовать телескопы. Но, в таком случае, не стоит ожидать выдающегося качества картинки. Куда более актуальны модели объективов на 800 мм, подключаемые через фирменный телеконвентер. О цене и весе подобных комплектов можно скорбно промолчать.

Либо вы можете агрессивно обрезать кадры с объективов попроще, надеясь, что фокусировка будет идеальной, датчик не будет сильно шуметь, а артефакты сжатия не угробят картинку.

Обрезав изображения с 20Мп-ного датчика до тех же 1,4Мп и выйдя на искомые эквивалентные миллиметры фокусного - получите ли вы столь же гладкий и атмосферный кадр?

Превосходство Olympus E-100RS

Сами по себе 380 мм (экв.) объектива E-100RS - совершенно недостаточные значения для фотоохоты. Но с афокальными насадками, подобными TCON-300 и TCON-14B фотоаппарат становится вполне интересным для использования на фотоохоте. E-100RS сам по себе обладает уникальными качествами, располагающими к фотоохоте:

  • 380 мм "базы" (что лучше, чем 140 мм или 200 мм),
  • отличная "скорострельность" (15 кадров/сек., быстрая выписка буфера),
  • функция Pre-Capture (предварительный захват изображений ещё до полного нажатия кнопки спуска затвора обеспечивает отрицательные значения задержки затвора - первая в мире потребительская фотокамера с такой функцией),
  • оптическая стабилизация изображения,
  • объектив с внутренним зумом и фокусировкой (при этом, при выключении, камера сохраняет последнее использованное значение фокусного расстояния, что очень важно),
  • отличный наглазник E-100RS - мелочь, но мелочь чрезвычайно важная на фотоохоте!

Я ставил TCON-300 в своё время и на другие аппараты из коллекции. Наиболее интересные результаты, помимо Olympus E-20 (что естественно, но даёт лишь экв. 420 мм), были получены с объективом типа Minolta 7Hi на 200 мм (получается 600 мм экв.). Думаю, стоит повторить с Konica Minolta A200 (тот же объектив, но в плюс - 8Мп и стабилизация изображения).

Цена вопроса

Я знаю, вас может заинтересовать вопрос цены комплекта, о котором идёт речь в статье. Постараюсь собрать основные цифры.

Olympus E-100RS - 2650 рублей с доставкой (2300 рублей за камеру).

Olympus TCON-300 (с двумя консолями и блендой) - 4880 рублей с доставкой (4500 рублей за комплект).

Olympus TCON-14B - 1600 рублей с доставкой (1400 рублей за товар)

Переходные кольца (3 штуки) тоже чего-то стоят - накинем 500 рублей. Два комплекта аккумуляторных батарей AA просто обязательны - 884 рубля. Зарядка - рублей 500. Карта памяти CF на 512Мб - добавим 300 рублей.

Итого получается около 11300 рублей.

Ладно, мужик купил комплектующие и сделал себе фоторужьё. Мужик пошёл на фотоохоту 😂
Мужик на фотоохоте в городском парке
Мужик на фотоохоте в городском парке

Настраиваем фотокамеру для фотоохоты

Перед использованием фотокамеры Olympus E-100RS традиционно устанавливаю ряд обязательных параметров:

  • настройка ALL RESET - OFF (иначе камера будет сбрасывать к заводским настройкам каждый раз при отключении)
  • качество изображения SHQ (максимальное);
  • настройка резкости SOFT (обязательно);
  • автобаланс белого;
  • автоматический выбор ISO;
  • мультисегментный замер экспозиции (легко переключиться на точечный с корпуса);
  • программный (P) режим съёмки;
  • включена постоянная автофокусировка;
  • автофокус в режиме SPOT (исключительно по центральной точке);
  • включена функция Pre-Capture на 5 кадров;
  • установлен режим серийной съёмки минимум на 7,5 кадров/сек (лучше ставить 15 кадров/сек).

Последнее требует пояснения. При съёмке птиц у кормушки оказалось, что 7,5 кадров просто не хватает, чтобы эффективно захватить момент отлёта птицы. Особенно в условиях пасмурного дня. Кто-то иногда интересуется, зачем могут понадобиться 15 кадров/секунду и даже почти счастлив с тремя-пятью кадрами в секунду. Вот одна из ситуаций. С мимикой человеческого лица и движением тела всё тоже самое - чем быстрее камера, тем больше шансов запечатлеть нужный момент. 15 кадров в секунду - правильное значение.

Ниже в галерее я привожу несколько последовательных необработанных кадров, показывающих что на 15 кадрах в секунду возможно поймать любое действие.

Конечно, будет много брака. Приведённые выше фотографии далеки от идеала по точности автофокуса, но в целом становится понятно, что только на 15 кадрах в секунду возможно поймать подобное действие. Делайте попытку за попыткой. Берите несколько карт памяти и второй комплект аккумуляторов.

Постоянная фокусировка по центральной точке позволит немного сгладить изъяны контрастного метода. Вот почему я остановился именно на этой настройке, пусть заряд батарей будет уходить быстрее. Скорость фокусировки - традиционно слабое место компактов, подобных E-100RS. Это единственный серьёзный минус аппарата.

Испытание

Тестирую связку Olympus E-100RS + Olympus TCON-300 с блендой на платформе Olympus TCON-SA2. Это максимальные 1140 мм (экв.) при F4.0. Городской парк. Пасмурно. Идёт снег. Условия фотоохоты можно назвать неблагоприятными даже для современной камеры.

Примеры снимков со связки Olympus E-100RS + Olympus TCON-300 привожу ниже. Внимание: фотографии решил дать в обработке но без обрезки. Оригинальные файлы (внутрикамерный JPEG, необработанные файлы) смотрите в папке на Яндекс-диске по ссылке в конце статьи. Значение диафрагмы приводится по метаданным.
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 420 мм (экв.), F2.8, 1/200 сек., ISO100. Фотография отображает общие условия первой тестовой съёмки.
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 420 мм (экв.), F2.8, 1/200 сек., ISO100. Фотография отображает общие условия первой тестовой съёмки.
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 440 мм (экв.), F2.8, 1/160 сек., ISO100.
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 440 мм (экв.), F2.8, 1/160 сек., ISO100.

Далеко не всякий фотоаппарат на 15 кадрах в секунду умеет транслировать изображение в ЭВИ и при этом быстро опустошать прогрессивный буфер. Olympus E-100RS в этом отношении безукоризненно быстр.

E-100RS может 15 кадров в секунд и при этом изображение в видоискателе не пропадает, как можно подумать - при съёмке вы видите мультяшную смену картинок, которая вполне позволяет отслеживать перемещение объекта в кадре! Это на компакте из 2000-го года! Прямо сейчас вспомнилось, как всё плохо с этим на "профессиональном" Canon PowerShot Pro 1, а тут всё просто замечательно. Естественно, никаких проблем с ЭВИ при использовании функции Pre-Capture.

Индикаторы заполнения буфера и его очистки весьма наглядны. Буфер на карту CF выписывается очень быстро. В отличие от E-10 (E-20) - небо и земля. Мой Canon EOS 1D Mark III по ощущениям работал с той же скоростью. Теперь вспомните, что мы говорим о компакте из 2000 года и профессиональной репортажной зеркалке из 2007-го!

При работе с TCON-300 ситуация с автофокусировкой немного ухудшается - не забывайте активно "помогать" системе фокусировки вращая кольцо фокуса на тубусе присоединённого объектива. Система очень чуткая и у меня удавалось "указывать" автофокусу фотоаппарата правильное значение, обходя ветви и прочие помехи. Очень интуитивная система!

Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 880 мм (экв.), F3.2, 1/100 сек., ISO200
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 880 мм (экв.), F3.2, 1/100 сек., ISO200
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 420 мм (экв.), F2.8, 1/160 сек., ISO126
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 420 мм (экв.), F2.8, 1/160 сек., ISO126
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 390 мм (экв.), F2.8, 1/160 сек., ISO100
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 390 мм (экв.), F2.8, 1/160 сек., ISO100

Соединение камеры E-100RS с телеобъективом TCON-300 через простые два переходных кольца оказалось относительно надёжным - ни одной попытки слететь с резиновой муфты при достаточно небрежной эксплуатации. Конечно, не следует держать систему за фотоаппарат - крепление слетит с муфты. Впрочем, это означает что фотоаппарат можно быстро снять и установить. Единственное - не забудьте белым маркером аккуратно отметить "соосность" колец и резиновой муфты TCON-300.

Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 440 мм (экв.), F2.8, 1/250 сек., ISO100. Сложные условия для автофокуса.
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 440 мм (экв.), F2.8, 1/250 сек., ISO100. Сложные условия для автофокуса.
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 420 мм (экв.), F2.8, 1/125 сек., ISO100
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 420 мм (экв.), F2.8, 1/125 сек., ISO100
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 750 мм (экв.), F2.8, 1/200 сек., ISO109
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 750 мм (экв.), F2.8, 1/200 сек., ISO109
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 780 мм (экв.), F2.8, 1/200 сек., ISO167
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 780 мм (экв.), F2.8, 1/200 сек., ISO167

Четкое изображение на 880 мм (экв.) при использовании выдержки 1/100 сек. свидетельствует об отличной работе оптического стабилизатора. Olympus E-100RS снабжен лучшей оптической стабилизацией изображения, которую я когда-либо видел. На максимальных в этой связке 1140 мм чувствуется, как тяжело работает стабилизатор, но он вытягивает.

Там где есть птички, есть и кошки. Для того, чтобы сделать следующие фотографии, мне пришлось залезть на дерево даже повыше этой замечательной черепаховой кошки (на самом деле - нет).

Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 360 мм (экв.), F2.8, 1/320 сек., ISO100
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 360 мм (экв.), F2.8, 1/320 сек., ISO100
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 500 мм (экв.), F2.8, 1/400 сек., ISO100
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 500 мм (экв.), F2.8, 1/400 сек., ISO100
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 360 мм (экв.), F2.8, 1/400 сек., ISO100
Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. 360 мм (экв.), F2.8, 1/400 сек., ISO100

Как показала "пристрелка", 800 мм (экв.) - вполне хорошее стартовое значение для фотоохоты. Дополнительно озвучу ещё несколько неочевидных плюсов системы Olympus E-100RS + Olympus TCON-300:

  • система даёт возможность выбирать без виньетирования между, примерно, 360 мм и 1140 мм;
  • система объективов показывает определённую гибкость, позволяя сфокусироваться на малой дистанции (1-2 метра с использованием макрорежима - отдельная кнопка на корпусе);
  • система обеспечивает достаточную глубину резкости на полностью открытой диафрагме (за счёт малого размера датчика изображения);
  • вес рабочего комплекта (включая консоль SA2, батареи, карту памяти и ремень) составляет всего 2 кг ровно.

В целом фотографии мне понравились. Вполне "атмосферный" результат. Конечно, спасибо обработке. Ожидал много хуже, учитывая сколько стёкол необходимо преодолеть свету. По атмосфере напоминает результат с Таир-3 из комплекта "Фотоснайпер". Было когда то такое дело...

Конечно, даже не смотря на 1,4Мп, качество изображения и удобство его получения несравненно выше, чем в системе советского "Фотоснайпера" с объективом Таир-3. Там жалкие 300 мм, малопригодные для чего-либо. Здесь - вполне рабочие 1140 мм (экв.). Я уже молчу про автофокус, возможность комфортной серийной съёмки и функцию Pre-Capture.

Некоторые выводы

Olympus TCON-300 - впечатляющий объектив. Язык не поворачивается называть его афокальной насадкой или телеконвертором. Здесь много линз, крупный корпус и собственная система коррекции фокусировки. Уникальная конструкция с передней линзой малого диаметра и задней линзой большего диаметра. Но он не лишён недостатков: даже на системах к которым он создан (объективы камер Olympus E-10 (E-20)) он даёт более мягкую картинку. Не обошлось и без потери светосилы.

Ещё больше вопросов к опорным консолям с которыми поставлялся TCON-300: Olympus TCON-SA1 (SA2). Это впечатляющие конструкции из Японии, на которые затратили немало металла, но даже не продумали ушки для крепления ремня, подобные оружейным и возможность присоединения приклада. Я уже молчу об универсальности - это опорные консоли заточены исключительно для двух моделей фотокамер - E-10 и E-20.

Тем не менее, я не вижу системы лучше для такого развлечения, как фотоохота, чем сочетание Olympus E-100RS + Olympus TCON-300. Сегодня существует множество суперзумов, некоторые из которых могут даже легко войти в ваш карман! Например, Canon PowerShot SX700 HS из моей коллекции способен на многое - из 16Мп-ного снимка, думаю, можно "нарезать" те же условные 1650 мм. Но камеры, подобные SX700 HS, не имеющие даже ЭВИ, не предоставят вам даже сотой того удовольствия на фотоохоте, как связка E-100RS +TCON-300 на хорошей опорной консоли. Совсем другие ощущения!

Продолжу фотоохотиться - систему Olympus E-100RS + Olympus TCON-300 разбирать не буду. Понравилось! Весной должно быть больше интересных кадров!

Оригинальные пристрелочные кадры без обработки с системы E-100RS+TCON-300 по ссылке на Яндекс-диск (осторожно - 16,2Мб!!!)

Все мои винтажные цифровые фотокамеры одним списком по этой ссылке

Другие материалы по теме на канале 👇👇👇

Olympus Camedia E-100RS: самый быстрый
История цифровой фотографии16 октября 2022