По сравнению со своим предшественником, Иосифом Виссарионовичем Сталиным, Никита Сергеевич Хрущёв (15 апреля 1894 – 11 сентября 1971) был настоящим «либералом» советской эпохи. «Смена эпох» очень хорошо чувствуется в фильмах того времени. В той же кинокартине «Председатель» (1964) через весь сценарий ведёт основная нить - при Сталине всё было плохо, всё было мрачно и репрессивно, а при Хрущёве резко стало всё хорошо.
Конечно, всё это – следствие закулисной борьбы, равно как и последствия развенчания культа личности Иосифа Виссарионовича, которое первым начал именно Никита Сергеевич. Но, говоря откровенно, Хрущёв и при Сталине входил в круг первых лиц – Бюро ЦК КПСС, отчего был «замазан» по уши и в многомиллионных репрессиях сталинского периода и в становлении такой ужасной системы, как «Архипелаг ГУЛАГ», отчего мрачное "до", практически в равной мере - и вина Никиты Сергеевича.
В предыдущих статьях я уже рассказал, какими были последние дни Ленина, и как страшно уходил из жизни Сталин. Сегодня настала очередь Никиты Сергеевича Хрущёва, который пришёл во власть достаточно поздно, отчего не смог насладиться всемогуществом Генерального Секретаря КПСС в должной мере.
Мальчик из крестьянской семьи
Рваться к власти при Ленине и Сталине – это уже, в каком-то смысле, и признак храбрости, и сильного, волевого характера.
С точки зрения идеологии коммунизма, Никита Сергеевич был очень искренним его последователем. Его путь к власти был дорог и тернист. И нередко земля уходила из-под ног Хрущёва, когда стоял вопрос не только о его карьере, но и о выживаемости в целом.
Будущий Генеральный Секретарь имел «правильное» происхождение – родился в бедной, крестьянской семье в 1894 году. Причём условия существования в детстве были столь суровыми, что до конца своих дней, даже надиктовывая свои мемуары на плёночный диктофон на даче, в посёлке Петрово-Дальнее, которую он практически не покидал последние 7 лет своей жизни, он старался всячески обходить эту тему. Хотя бы потому, что немедленно, где-то в глубине его непростой души, начинали ныть те самые детские травмы, которые есть внутри большинства из нас.
За неимением альтернатив, первое образование Никита Сергеевич получил в церковно-приходской школе. И тогда открылось вполне себе закономерное следствие – крестьянский мальчик из бедной семьи, родители которого были ужасающе-бергамотными, показывал весьма отвратительные результаты в обучении, не тянулся к знаниям и оказался одним из самых неусидчивых в классе. Именно поэтому, когда отец забрал 14-тилетнего сына на заработки в город, сам Хрущёв воспринял это не иначе как избавление от мучений, отчего до конца своих дней писал с ошибками и был слабо предрасположен к вычислениям.
Работа была очень и очень суровой – знаменитая шахта в городе Юзовка. В одном бараке до 100 человек, постоянные вспышки холеры, задержка заработка. В этот момент времени Хрущёв, «познав горя», резко осознал, что не желает себе такой дальнейшей жизни, отчего начал искать выходы из сложившейся, наполовину рабской ситуации.
Когда появилась возможность, устроился учиться на слесаря. И тут открылся настоящий талант Никиты Сергеевича – «золотые руки», которые позволили ему с лёгкостью получить профессию.
Попав в качестве помощника слесаря на завод, Никита Сергеевич впервые столкнулся с идеями коммунизма и был просто поражён в самое сердце простыми формулировками: «Земли – крестьянам. Заводы – рабочим». Именно поэтому, когда одна за другой вспыхнула Октябрьская и Февральская революция, Хрущёв с радостью приветствовал перемены, но как непосредственный участник борьбы подключился только в годы Гражданской, став бойцом Красной Армии на долгие 4 года.
После победы красного движения, уже как опытного функционера Хрущёва отправляется на Донбасс. И именно этот регион должен сказать отдельное спасибо Никиту Сергеевичу, ибо во многом благодаря его надрывной работе, разрушенные и затопленные шахты обрели свою вторую жизнь.
Путь к большой власти
В 1925 году труды Хрущёва отмечают назначением на первую «партийную» должность. И в этом же году Никита Сергеевич впервые попадает в Москву, поразившись размерами, красотой и темпами роста новой столицы «обновлённой» Родины. К слову, впечатлительность Хрущёва – это вообще настоящая «притча во языцех», ибо до конца его дней огромные и очень противоречивые проекты, а-ля поднятая целина и массовый засев кукурузой, одобрялись Генеральным Секретарём после ярких презентаций, без особого углубления в технические и организационные нюансы.
Только в 1929 году Хрущёв окончательно переезжает в Москву, где помимо постановки на вышестоящую партийную должность, подаёт документы в Московскую промышленную академию. И у этого поступления имелось два следствия: первое - на тот момент уже овдовевший Хрущёв нашёл свою новую любовь в лице Надежды Аллилуевой, которая с радостью взяла шефство как над ним, так и над его детьми от первого брака; второе – именно тогда молодой юноша с южных окраин СССР попадает под влияние Иосифа Сталина, который как раз начал набирать своих сторонников для политического восхождения.
Фактически, с этого самого момента жизнь Хрущёва перестала ему принадлежать. Он целиком и полностью стал марионеткой Сталина и своей собачьей верностью добился невероятного взлёта и попадания «в круг избранных и всегда согласных», из которого вышел только после смерти Иосифа Виссарионовича 5 марта 1953 года.
Невозможно обойти «вклад» Хрущёва в Победу в Великой Отечественной.
Грубо говоря, все операции, порученные Никите Сергеевичу, были провалены с треском, отчего только во время Харьковской операции Красная Армия потеряла 250 тысяч солдат убитыми и 200 тысяч попавшими в плен. Это не помешало «опытному фронтовику» впоследствии приписать себе многочисленные лавры в честь Победы над фашизмом.
Только благодаря тому, что Сталин «искренне ценил» Хрущёва, за то, что тот безропотно подписывал всё, что выдавал ему грозный властитель, Никите Сергеевичу всё сходило с рук. В том числе голод 1946 года в Украинской ССР, в котором отчасти был виноват лично будущий преемник Иосифа Виссарионовича.
Когда Сталин ещё лежал на смертном одре, произошло распределение власти, согласно которому Первым Секретарём «был назначен» Георгий Маленков, а фактически вторым лицом в государстве становился Лаврентий Берия. Никиту Сергеевича Хрущёва опытные «акулы» воспринимали не иначе как деревенского глупца и планировали как можно быстрее избавиться от него раз и навсегда, «кинув» в горнило всем известной системы. Но Никита Сергеевич сыграл на прямом столкновении Маленкова и Берии, сначала организовав устранение Лаврентия, а после «подсидев» и «мягкотелого» Маленкова.
«Деревенского глупца» очень сильно недооценили. В нужный момент человек, проваливший практически все важные поручения Сталина, ловким движением «шахматного коня» стал первым лицом в государстве.
Отставка и смерть Хрущёва
О том, как Никита Сергеевич приходил к власти, нужно было упомянуть достаточно подробно, чтобы раскрыть личность Генерального Секретаря без прикрас. Да, у правления Хрущёва великое множество заслуг:
· всесоюзные небывалые стройки;
· первый человек в космосе;
· первенство в гонке технологий и вооружений;
· 20 миллионов человек, выпущенных из лагерей;
· «хрущёвки» - самое массовое строительство за всё время существования государства;
· ослабление цензуры;
· та же поднятая целина.
Но были и крупные организационные провалы. Но и новые провалы, и провалы сталинского периода всё-таки были компенсированы многочисленными свершениями человека, который имел один главный талант – много и надрывно работать.
Никита Сергеевич, как простой русский мужик, мог много и грязно ругаться на своих подчинённых (да и не только на них, ибо без «Кузькиной матери», которой Хрущёв угрожал Америке с ботинком в одной руке, его образ был бы неполным).
Но такое поведение нравилось далеко не всем.
В октябре 1966 года, Никита Сергеевич находился на отдыхе на своей любимой даче. Вдруг, совершенно неожиданно и достаточно поздно раздалась телефонная трель. На проводе был Леонид Брежнев, который чуть ли не в качестве приказа порекомендовал Хрущёву срочно прибыть в Москву. Согласно своей привычке Генеральный Секретарь выругался и проигнорировал приказ-приглашение прибыть на внеочередное заседание ЦК партии.
Зря – именно тогда ему были выдвинуты очень серьёзные обвинения, среди которых выделялись «три кита»:
- некорректное поведение по отношению к высшему руководству партии;
- многочисленные ошибки во внешней политике;
- иррациональное ведение хозяйства.
Уже 13 октября очень осунувшийся и постаревший Генеральный Секретарь подписывал документы о собственной отставке, уступая место Леониду Ильичу Брежневу. Бывший Генсек получил в своё владение дачу, хорошую пенсию и… полное забвение.
Информационная кампания против Хрущёва была только чуть менее жестокая, чем его кампания по отношению к Иосифу Виссарионовичу: его «отменяли», вырезали из кадров кинохроник, всячески выставляли как единственный источник множества бед.
Пережив три инфаркта, каждый раз, бурно реагируя на очередной «позор», Никита Сергеевич умер 11 сентября 1971 года в московской больнице.
Несмотря на то, что согласно имеющимся тогда правилам, по бывшему Генеральному Секретарю должен был проводиться трёхдневный ритуал и массовое прощание в Колонном зале, с захоронением на Красной площади, из-за тотальной прижизненной опалы Никиты Сергеевича, ЦК постановил провести максимально закрытые похороны.
12 сентября, словно стесняясь личности прошлого руководителя, достаточно маленькая группка людей опустила в землю гроб Никиты Сергеевича на задворках Новодевичьего кладбища. В этот же день ведущие советские издания выпустили коротенькие некрологи, где в нейтральном тоне отозвались о свершениях Хрущёва.
К слову, опасаясь каких-то волнений, в связи с загадочными похоронами, всё 13 сентября по Новодевичьему кладбищу гуляли группы людей в штатском, которые внимательно следили за посетителями некрополя. Но волнений не было, как и массового ажиотажа. По большому счёту смерть Хрущёва не оставила равнодушной только самых ближайших родственников.
С уважением, Иван Вологдин.