Поиск разведывательных данных на основе открытых источников, возможно, не имеет такого же значения, как работа под прикрытием. Однако это уже стало новым приоритетом для разведывательных служб США.
Ошеломляющий объём данных — от постов в Facebook и клипов на YouTube до определения местоположения с мобильных телефонов и автомобильных приложений — находится в открытом доступе в интернете. Данные эти доступны любому, кто туда заглянет. Разведывательные службы США годами боролись за доступ к таким данным, которые они называют разведданными из открытых источников, или OSINT. Но ситуация начинает меняться.
В октябре Управление директора национальной разведки, которое курирует все разведывательные службы страны, привлекло давнего аналитика и эксперта по кибербезопасности Джейсона Барретта, чтобы помочь с подходом разведывательного сообщества США к OSINT. Его ближайшей задачей будет помощь в разработке национальной стратегии OSINT разведывательного сообщества, которая будет сосредоточена на координации, сборе данных и разработке инструментов для улучшения подхода к этому виду разведывательной работы. Управление директора национальной разведки, по словам его представителя, ожидает реализации плана в ближайшие месяцы.
Назначение Барретта, о котором ранее публично не сообщалось, произошло после более чем годовой работы над стратегией под руководством Центрального разведывательного управления, которое в течение многих лет возглавляло усилия правительства по OSINT.
Проблема с другими формами сбора разведывательной информации, такими как электронное наблюдение или агентурная разведка, может заключаться, в первую очередь, в тайном сборе достаточного количества информации. В случае OSINT проблема заключается в отборе полезных сведений из немыслимого количества информации, доступной в цифровом виде. «Нашей самой большой слабостью в OSINT был огромный объём того, что мы собираем», — говорит Рэнди Никсон, директор корпоративного подразделения ЦРУ по работе с открытыми источниками.
Офис Никсона разработал инструмент, аналогичный ChatGPT, который использует искусственный интеллект для анализа постоянно растущего потока данных. Теперь доступный тысячам пользователей в федеральном правительстве, инструмент указывает аналитикам на наиболее важную информацию и автоматически обобщает контент.
Правительственные оперативные группы с 1990-х годов предупреждали, что США рискуют отстать в OSINT. Но федеральное разведывательное сообщество, как правило, отдаёт приоритет информации, которую оно собирает само, препятствуя прогрессу. «Вы строите свою карьеру на идее, что должны получать информацию тайно. Это изменение мышления — сказать: ”Хорошо, нет, я думаю, мы можем узнать столько же из информации из открытых источников"», — говорит сенатор Марк Уорнер, демократ из Вирджинии, который возглавляет комитет Палаты представителей по разведке.
Неспособность разработать новые возможности для использования открытых данных может быть дорогостоящей и даже опасной, говорят американские политики и эксперты по разведке. OSINT особенно важен, когда речь заходит о сборе информации о правительстве Китая, политическая система которого сильно разобщена и в неё трудно проникнуть с помощью агентов-людей. Майкл Морелл, который два раза занимал пост исполняющего обязанности директора ЦРУ при администрации Обамы, говорит, что выявление и предоставление аналитикам большего количества информации из открытых источников значительно улучшило бы работу разведывательного сообщества США.
Правительство уже работает над OSINT. Оно использовало общедоступные записи компаний, документы о закупках и спутниковые снимки, чтобы определить цели для применения санкций в связи с предполагаемыми нарушениями прав человека в Синьцзяне, территории на северо-западе Китая, по словам чиновника, знакомого с этим вопросом, который попросил не называть его имени, обсуждая деликатные вопросы. По словам источника, Бюро разведки и исследований Госдепартамента также использовало методы с открытыми источниками, чтобы помочь идентифицировать производителей китайского воздушного шара-шпиона, который пролетел над континентальной частью США в начале 2023 года.
По своей природе OSINT также полезен для групп, выходящих за рамки традиционных разведывательных служб. За несколько месяцев до начала операции России на Украине репортёры и представители аналитического центра смогли подтвердить заявления о наращивании российских войск, используя коммерческие спутниковые снимки, что помогло администрации Байдена убедить американскую общественность в том, что её предупреждения о планах России вторгнуться на Украину заслуживают доверия. Согласно исследованию, опубликованному в мае 2023 года в журнале Intelligence and National Security, ХАМАС опирался на телевизионные кадры и сообщения в социальных сетях, чтобы получить представление об оружии, учениях и подготовке Армии обороны Израиля.
Повстанцы-хуситы использовали поисковые запросы Google и данные о коммерческих перевозках, чтобы точно определить суда для нападения, по словам человека, знакомого с ситуацией. Официальные лица США говорят, что, по их мнению, Китай расширяет свои возможности по прогнозированию операций американских военно-морских сил. По словам другого информатора, Китай делает это, отслеживая аккаунты тысяч отдельных моряков в социальных сетях. Оба источника пожелали остаться анонимными.
Несмотря на некоторый прогресс, многие высокопоставленные политики США описывают усилия сообщества по созданию системы сбора информации из открытых источников как недостаточные. «Я бы поставила разведывательному сообществу двойку, когда речь заходит о его работе с открытыми источниками. В Государственном департаменте я видела, как политики всё чаще обращаются к частному сектору, чтобы получить то, что им нужно», — говорит Эллен Маккарти, которая возглавляла Бюро разведки и исследований Госдепартамента с 2019 по 2021 год.
Часть мастерства такого рода сбора разведданных заключается в том, чтобы делать это таким образом, чтобы объекты слежки не осознавали, что происходит. Если другое правительство или организация осознают, как информация, которую они публикуют, способствует разведке США, они могут найти способ прекратить чрезмерный обмен.
Потенциально агрессивный характер работы нервирует защитников гражданских свобод. Сенатор США Рон Уайден, демократ от штата Орегон, в декабре временно заблокировал выдвижение кандидатуры следующего директора Агентства национальной безопасности до тех пор, пока агентство не сообщит ему, покупает ли оно данные о местоположении американцев и просмотре веб-страниц у коммерческих брокеров данных. В письме Уайдену АНБ сообщило, что оно приобретает различные типы коммерчески доступной информации, которая может включать «информацию, связанную с электронными устройствами», но не включает данные о местоположении телефонов, которые, как известно, используются внутри страны.
Само правительство может настороженно относиться к некоторым инструментам, используемым для сбора OSINT. Например, в ЦРУ аналитикам по России не разрешается использовать свои настольные компьютеры для доступа к приложению для социальных сетей Telegram, которое популярно среди российских военных блогеров. Аналитикам также запрещено приносить личные устройства на рабочее место, что вынуждает их покидать помещения ЦРУ, когда они хотят получить доступ к приложению, по словам людей, знакомых с ситуацией, которые пожелали остаться анонимными, чтобы обсудить операции ЦРУ.
Координация также была сложной задачей. Различные агентства собирают данные самостоятельно, не обязательно сообщая, кто что собирает, или помечая данные таким образом, чтобы они могли совмещать свою работу и чтобы люди с разным уровнем допуска к ней получали доступ. Правила, касающиеся сбора разведывательной информации и обмена ею, варьируются в зависимости от ведомства, как и определение того, что вообще считается OSINT. Офис директора по национальной разведке собирается выпустить пересмотренные определения, а также руководство о том, как оно будет обрабатывать коммерчески доступную информацию, такую как данные мобильного телефона или просмотра веб-страниц.
23 января агентство Bloomberg сообщило, что администрация Байдена готовит исполнительный указ, ограничивающий или предотвращающий доступ иностранных противников к персональным данным об американцах законными способами, такими как покупка их через брокеров данных.
Борьба за власть внутри разведывательного сообщества также замедлила прогресс в OSINT, говорят критики. «Все настолько сосредоточены на контроле над IT, что фактически никто им не руководит», — говорит Элиот Джардин, который курировал Центр по работе с открытыми источниками в Офисе директора по национальной разведке до того, как он был поглощён ЦРУ в 2015 году.
На данный момент различные части разведывательного сообщества проводят свои собственные операции. Национальное агентство геопространственной разведки, которое анализирует снимки со спутников-шпионов, в 2017 году запустило проект с открытым исходным кодом под названием Tearline, который работает с университетами и некоммерческими организациями над такими проектами, как отслеживание расширения китайской инициативы «Пояс и путь».
Создатель Tearline Крис Расмуссен выступает за создание автономного агентства OSINT, отдельного от существующего разведывательного сообщества США. Он также хочет, чтобы отчёты OSINT доставлялись непосредственно на телефоны политиков каждое утро — сродни ежедневной сводке президента, но без секретной информации. Потенциал такого рода информации не будет по-настоящему реализован до тех пор, пока процесс сбора, анализа и совместного использования OSINT не будет рассматриваться как нечто самостоятельное, говорит он, а «не просто дополнение».