Говорят, чтобы судить о новом автомобиле, который только-только вышел на рынок, нужно поездить на нем минимум 3-5 лет. За это время соберется конкретная статистика неисправностей, поломок и ремонтов, а также становится ясно как автомобиль покажет себя в наших реалиях. Да и вообще, будет понятен ответ на вопрос: "Хороший это автомобиль или брать его не стоит?".
Сейчас множество "экспертов" и любящих порассуждать в комментариях вбрасывают максимум негатива в сторону именно китайских автомобилей. Мол поломки за поломками, причем на мизерных пробегах, постоянные визиты к дилеру на ремонт еще до первого ТО, а потом: "Самый честный отзыв о новом "китайце" - ни за что его не берите, цена ошибки 5 млн рублей!"
Но как бы там ни было, новоявленные автомобили китайских марок исправно покупают, не взирая на все "вбросы на вентилятор" от разного рода сборщиков слухов о ненадежности "китайцев".
Само собой, если взглянуть на статистику продаж, то некоторые из новичков на нашем рынке действительно не могут похвастать высоким количеством реализованных автомобилей. Цифры и вправду не самые внушающие, многие из брендов где-то на дне, они многократно отстают от первых строчек - это слёзы, а не продажи.
Неужели это явный сигнал о том, что вскоре вся эта история с захватом нашего рынка китайцами посыпется и рухнет?
В действительности, цифры и вправду не самые внушающие, взять тот же долгожданный многими бренд Tank (подразделение Great Wall). За год продано без малого 14 000 автомобилей, причем количество Tank 300 и Tank 500 практически равное. А вот тех же "Москвичей" продано итого меньше - едва ли 13 тысяч штук набралось за 2023 год. А ведь отечественный "Собянинец" стоит куда дешевле, чем премиальные "Танки".
И это говорит лишь о том, что если у людей есть деньги, они продолжат покупать новые дорогие автомобили из автосалона. Эти автомобилисты привыкли к высокому во всех смыслах уровню авто и пересаживаться на что-то попроще и дешевле уже не намерены, а что это будет - их мало волнует.
А потому, даже с такими "хилыми" продажами китайцы не останавливаются - они продолжают исправно везти свои автомобили, заполняя парковки автосалонов свеженькими машинами.
Китайцы в этом плане, быть может, и хитрые хапуги, но они не стали упускать удачно подвернувшуюся возможность буквально промять под себя приличную долю российского автомобильного рынка.
И пускай пока продажи далеко не самые высокие, этот просчитанный на долгие годы вперед план делает китайцев бизнесменами-гениями. Уже сейчас они заместили своим изобилием брендов и суббрендов практически все сегменты авторынка, выкатив аналоги всем тем маркам, которые спешно покинули Россию в минувшие годы.
Единственное, с чем будет довольно непросто разобраться, так это с бюджетными авто. Тут королями были, есть и, скорее всего, останутся отечественные Лады. АвтоВАЗ эту долю никому не отдаст, будет бороться до последнего, последствия борьбы заметны уже сейчас: новый суббренд Лады XCITE, повышение утильсбора для ввозимых иномарок и прочие ограничительные меры поддержки отечественного автопрома.
Нет, китайцы никуда не уйдут, это уже факт.
Некоторые малоуспешные бренды, несомненно, покинут рынок, но это будут автомобили из числа бюджетных марок. Они просто не выдержат конкуренцию перед гигантами в лице все того же АвтоВАЗа и набирающих уже не один год популярность Chery, Haval и Geely.
Изменения будут, но это скорее небольшие коррекции и "передел" рынка, нежели повальный уход из России. А вот те же Tank из более премиального сегмента уже никуда не денутся. Да, обычным гражданам на покупку такого автомобиля надо брать не кредит, а ипотеку, но вновь напомню, что эти машины и не направлены на массовый сегмент. Они далеко не бюджетные, о чем говорят и характеристики - тут люди ищут машину до 100 л.с., чтобы налог меньше платить, а на "Танке" целых 300 "лошадей".
Например, "Танк" 500 берут те, что пересел со "старого" 5-7-ми летнего "Крузака", при этом заплатив за новую машину не 15-20 млн рублей, сколько сейчас просят за ввезенную в РФ Тойоту, а всего 6-7 млн рублей (а в конце 2023 кто-то вообще успел урвать за 5.5 млн рублей).
Очень показательным примером послужило то, что новые Tank стали использовать в служебных целях, их закупили в автопарк Федеральной службы охраны РФ, а также они были замечены в кортежах президентов соседних стран.
Должен добавить, что идеалом и каким-то эталоном надежности эти автомобили не назовешь. У них немало недостатков, в том числе и в технической стороне вопроса. Повальных отказов нет, и в Китае на 9-ти ступенчатую АКПП даже гарантию дают в 10 лет или 300 000 километров, примерно столько служит и алюминиевый 3.0 V6 с двумя турбинами. Но высокий ресурс при таком набор характеристик в одном флаконе маловато вяжется с надежностью.
Китайцы рассчитывают, что спрос продолжит расти, они прекрасно понимают, что в России продолжат брать их автомобили. Альтернатив и вариантов у нас просто нет. Вот и везут эти машины пачками, при этом не стесняясь уже ничего - цены продолжают повышаться, ещё и дилеры кидают наценки за все подряд. Но рано или поздно распродадут все.
Конечно, есть и еще один интересный факт, который ставит под сомнение все вышеописанное - где же брать запчасти? Не забываем, что в Китае на каждую выпущенную модель через полгода появляется еще 2-3 новых, обновленных, полностью заменяющих предыдущую.
И какой в этом случае смысл брать машину, если ни каталогов деталей нет, ни самих запчастей в России, только с ожиданием, порой до полугода, о чем сообщают сами дилеры в сервисных центрах. Получается, что эти машины одноразовые во всех смыслах - для первого владельца, и до первой серьезной поломки.
Эта "воронка", по идее, должна безвозвратно засосать все шансы на успешные продажи этих авто в России. Ведь отечественные автолюбители привыкли, чтобы на их машины можно было без проблем найти запчасти. Напомню, что средний возраст автомобилей в России на 2023 год все еще около 15 лет. Многие авто и того более "древние", и тут без постоянных ремонтов никак не обойтись.
Однако с отсутствием альтернатив россияне продолжат поддерживать тенденцию по пересаживанию на эти "одноразовые" машины, и выбирать потом уже будет не из чего - либо через 3-5 лет идешь в автосалон за новой такой же машиной, либо ходишь пешком. Возиться с восстановлением безнадежно укатанных иномарок со вторичного рынка не будет уже никакого смысла.
Да, сейчас для китайцев наш рынок - это ничто, капля в море, однако их гениально спланированная идея покажет себя во всей красе не сразу. Лишь через пару-тройку лет мы ощутим на себе влияние китайского автопрома во всей красе. А пока китайцы продолжают делать деньги, без зазрения совести везя к нам все, что у них не очень то и продается.
Вроде бы и минусов нет - машинами мы будем обеспечены, но и плюсов не найти, ведь порой назвать машинами то, что везут к нам за бешенные деньги не очень то и получается. А на фоне отсутствия запчастей и прочих трудностей во владении этими авто - совсем грустно становится.
Что вы думаете на этот счет, схлопнутся ли продажи китайских авто в России в ближайшие пару лет или "китайцы" с нами теперь надолго?
Сможет ли АвтоВАЗ противостоять всеми этому засилию авто из Поднебесной или на него тоже надежды нет?
Делитесь своими рассуждениями в комментариях, будет интересно почитать ваше мнение.
Спасибо за внимание.