Колла́пс (от латинского collapsus «упавший») — процесс разрушения какой-либо структуры под влиянием системного кризиса.
Бизнес - это вечные кризисы! Недолгие периоды спокойствия и успехов сменяются затяжными кризисными.
Но периодические кризисы - это не смертельно. Хуже, когда кризисы затягиваются. Ибо однажды...
Ибо однажды вы понимаете, что наступил коллапс. И бизнес находится на грани жизни и смерти. А вас и вашу команду накрывают волны напряжения и паники.
Вот о том, что делать, когда наступил коллапс, предлагаю поговорить.
Это не консультация.
Это несколько советов о том, как действовать сейчас и потом.
Совет 1 - мобилизуйте свой рассудок и свою психику!
Для начала нужно успокоиться. Да, именно успокоиться. Вам потребуется ясность мыслей и уверенность при принятии решений.
Независимо от того, в позиции руководителя или рядового сотрудника вы сейчас находитесь, помните, что
истерика и ор руководителя воспринимаются подчиненными как ваш страх и неуверенность.
Если в ситуации общей паники руководитель орет, значит он не знает, что делать. Если истерит сотрудник, от него могут избавиться, ибо в период мобилизации умственных и эмоциональных ресурсов тратить их, ресурсы, на успокоение нервных никому не хочется.
Совет 2 - возьмитесь, наконец, за цифры!
Считайте! Анализируйте.
Кстати, работа с числами успокаивает нервы. Это проверено!
Это просто.
Соберите максимально подробную информацию о своих доходах, расходах, запасах, дебиторке и кредиторке.
✔️ Начните с доходов и расходов:
- Разложите доходы по каналам, продуктам. Оцените каждый.
- Расходы разложите по статьям. И по местам возникновения. Оцените веса.
- ️ Проанализируйте на предмет того, работают ли расходы на получения доходов или есть такие расходы, которые вы несете по причине того, что "так исторически сложилось".
❗️ Не торопитесь "резать косты"! Есть риск того, что отрежете важные и жизненно необходимые.
✔️ Теперь запасы.
Здесь потребуется внимание и совещания с вашими производственниками, закупщиками и финансистами.
Оцените:
- Какое количество запасов является критическим
- Как быстро вы сможете, в случае чего, их пополнять
- Какие отношения с поставщиками - отсрочки, постоплаты или предоплаты
- Логистику, плечо поставок
- Достаточно ли у вас средств, чтобы запасы пополнять
Слушайте своих специалистов, они точно знают, как реально обстоят дела.
Если не знают?
❗️ Подумайте, кто эти люди и что они делают у вас в компании.
✔️ Дебиторка.
Коммерческая служба (продажи) должны дать полный расклад по своим клиентам:
- Посмотрите, нет ли "мертвой" дебиторки, просрочек. Если есть, пусть юристы берутся за работу. А коммерсанты объяснят, почему "упокоились" средства копании.
- Выделите тех клиентов, кто надежен и регулярно исполняет свои обязательства. Это очень ценные клиенты. Их нужно беречь, заботиться о них. И поддерживать позитивную коммуникацию.
- Подключайте маркетинг! Сделайте ABCXYZ-анализ. Присвойте каждому клиенту соответствующую категорию. Выработайте правила сотрудничества с каждой категорией.
✔️ Кредиторка.
Тут все понятно. Она неразрывно связана с запасами. А еще там могут быть платежи в бюджет и зарплаты - обязательные к своевременному погашению.
- С кредиторами постарайтесь договориться о рассрочке и отсрочках
- Долги по зарплате сотрудников - проблемная история. Обсуждайте, договаривайтесь. Важно не спровоцировать на жалобы в трудовую инспекцию.
- Долги перед банком - только переговоры и отсрочки
- Долги перед бюджетом - тут нужно платить. Ваша задача - не допустить блокировки счетов
✔️ Теперь про деньги.
Запросите подробный сценарный финансовый прогноз у своих финансистов. И пусть в сценариях покажут, на что именно влияют курсы валют, цены на сырье или цена на нефть (зависит от вашей деятельности).
Ваша цель в текущей ситуации - не потерять финансовую устойчивость!
ПОМНИТЕ!
Вам должно хватить оборотных средств, чтобы пережить это падение.
Не заглядывайте за горизонт.
Денег должно хватить на три месяца бесперебойной работы.
Как?
И вот здесь мы переходим к следующему совету.
Совет 3 - планируйте!
Планируйте, ЧЕГО вы хотите подробно (выручка, маржа, рентабельность).
Не увлекайтесь высокими показателями, но и не падайте ниже гигиенического минимума. Помните, что ваш бизнес-механизм должен не просто крутиться. У него должно быть достаточно ресурса и мощности, чтобы двигаться вперед!
Следующий шаг - планируйте КАК вы будете достигать запланированного.
Все ваши подразделения (маркетинг, продажи, производство, логистика, финансы) должны иметь четкий план действий на ближайшие три месяца.
Помните главное правило:
НЕТ ПЛАНА - НЕТ БЮДЖЕТА!
Запланировали мероприятия, планируйте под них ресурсы - бюджет.
После того, как все собрали в крупную клетку, финансисты проверят на устойчивость ваш бюджет, проведете коррекцию, уберете лишнее (из мероприятий), утвердите.
Наступает время очередному совету.
Совет 4 - контролируйте!
Выберите индикаторы для ежедневного, еженедельного и ежемесячного контроля.
- Все расходы только в рамках бюджета!
- Непредвиденные расходы обсуждаются и согласовываются обязательно!
- Существенные расходы требуют пересмотра бюджетов!
Контроль - must have!
Вот так в трудах и заботах у вас пройдут месяца два. А если увлечетесь, то и три.
Волны напряжения и паники схлынут.
А у вас и вашей команды останется прекрасная привычка анализировать-планировать-контролировать!
Согласитесь, неплохой набор управленческих навыков😉
Желаю успехов!
_____________________________________
Ольга Лаврова - руководитель проекта "Radix-L Управленческие решения для бизнеса", консультант по вопросам управления и финансов бизнеса
Ваш Добрый Консультант! ❤️