Найти в Дзене
Это И Так Понятно!

Инструкция по спасению бизнеса/ Что делать, когда наступил коллапс?

Оглавление

Колла́пс (от латинского collapsus «упавший») — процесс разрушения какой-либо структуры под влиянием системного кризиса.

Бизнес - это вечные кризисы! Недолгие периоды спокойствия и успехов сменяются затяжными кризисными.
Но периодические кризисы - это не смертельно. Хуже, когда кризисы затягиваются. Ибо однажды...
Ибо однажды вы понимаете, что наступил коллапс. И бизнес находится на грани жизни и смерти. А вас и вашу команду накрывают волны напряжения и паники.

Вот о том, что делать, когда наступил коллапс, предлагаю поговорить.

Это не консультация.

Это несколько советов о том, как действовать сейчас и потом.

Совет 1 - мобилизуйте свой рассудок и свою психику!

Для начала нужно успокоиться. Да, именно успокоиться. Вам потребуется ясность мыслей и уверенность при принятии решений.

Независимо от того, в позиции руководителя или рядового сотрудника вы сейчас находитесь, помните, что

истерика и ор руководителя воспринимаются подчиненными как ваш страх и неуверенность.

Если в ситуации общей паники руководитель орет, значит он не знает, что делать. Если истерит сотрудник, от него могут избавиться, ибо в период мобилизации умственных и эмоциональных ресурсов тратить их, ресурсы, на успокоение нервных никому не хочется.

Совет 2 - возьмитесь, наконец, за цифры!

Считайте! Анализируйте.
Кстати, работа с числами успокаивает нервы. Это проверено!

Это просто.
Соберите максимально подробную информацию о своих доходах, расходах, запасах, дебиторке и кредиторке.

✔️ Начните с доходов и расходов:

  • Разложите доходы по каналам, продуктам. Оцените каждый.
  • Расходы разложите по статьям. И по местам возникновения. Оцените веса.
  • ️ Проанализируйте на предмет того, работают ли расходы на получения доходов или есть такие расходы, которые вы несете по причине того, что "так исторически сложилось".

❗️ Не торопитесь "резать косты"! Есть риск того, что отрежете важные и жизненно необходимые.

✔️ Теперь запасы.
Здесь потребуется внимание и совещания с вашими производственниками, закупщиками и финансистами.
Оцените:

  • Какое количество запасов является критическим
  • Как быстро вы сможете, в случае чего, их пополнять
  • Какие отношения с поставщиками - отсрочки, постоплаты или предоплаты
  • Логистику, плечо поставок
  • Достаточно ли у вас средств, чтобы запасы пополнять

Слушайте своих специалистов, они точно знают, как реально обстоят дела.

Если не знают?

❗️ Подумайте, кто эти люди и что они делают у вас в компании.

✔️ Дебиторка.
Коммерческая служба (продажи) должны дать полный расклад по своим клиентам:

  • Посмотрите, нет ли "мертвой" дебиторки, просрочек. Если есть, пусть юристы берутся за работу. А коммерсанты объяснят, почему "упокоились" средства копании.
  • Выделите тех клиентов, кто надежен и регулярно исполняет свои обязательства. Это очень ценные клиенты. Их нужно беречь, заботиться о них. И поддерживать позитивную коммуникацию.
  • Подключайте маркетинг! Сделайте ABCXYZ-анализ. Присвойте каждому клиенту соответствующую категорию. Выработайте правила сотрудничества с каждой категорией.

✔️ Кредиторка.
Тут все понятно. Она неразрывно связана с запасами. А еще там могут быть платежи в бюджет и зарплаты - обязательные к своевременному погашению.

  • С кредиторами постарайтесь договориться о рассрочке и отсрочках
  • Долги по зарплате сотрудников - проблемная история. Обсуждайте, договаривайтесь. Важно не спровоцировать на жалобы в трудовую инспекцию.
  • Долги перед банком - только переговоры и отсрочки
  • Долги перед бюджетом - тут нужно платить. Ваша задача - не допустить блокировки счетов

✔️ Теперь про деньги.

Запросите подробный сценарный финансовый прогноз у своих финансистов. И пусть в сценариях покажут, на что именно влияют курсы валют, цены на сырье или цена на нефть (зависит от вашей деятельности).

Ваша цель в текущей ситуации - не потерять финансовую устойчивость!
ПОМНИТЕ!
Вам должно хватить оборотных средств, чтобы пережить это падение.

Не заглядывайте за горизонт.

Денег должно хватить на три месяца бесперебойной работы.

Как?
И вот здесь мы переходим к следующему совету.

Совет 3 - планируйте!

Планируйте, ЧЕГО вы хотите подробно (выручка, маржа, рентабельность).

Не увлекайтесь высокими показателями, но и не падайте ниже гигиенического минимума. Помните, что ваш бизнес-механизм должен не просто крутиться. У него должно быть достаточно ресурса и мощности, чтобы двигаться вперед!

Следующий шаг - планируйте
КАК вы будете достигать запланированного.

Все ваши подразделения (маркетинг, продажи, производство, логистика, финансы) должны иметь четкий план действий на ближайшие три месяца.

Помните главное правило:
НЕТ ПЛАНА - НЕТ БЮДЖЕТА!

Запланировали мероприятия, планируйте под них ресурсы - бюджет.
После того, как все собрали в крупную клетку, финансисты проверят на устойчивость ваш бюджет, проведете коррекцию, уберете лишнее (из мероприятий), утвердите.

Наступает время очередному совету.

Совет 4 - контролируйте!

Выберите индикаторы для ежедневного, еженедельного и ежемесячного контроля.

  • Все расходы только в рамках бюджета!
  • Непредвиденные расходы обсуждаются и согласовываются обязательно!
  • Существенные расходы требуют пересмотра бюджетов!

Контроль - must have!

Вот так в трудах и заботах у вас пройдут месяца два. А если увлечетесь, то и три.
Волны напряжения и паники схлынут.
А у вас и вашей команды останется прекрасная привычка анализировать-планировать-контролировать!
Согласитесь, неплохой набор управленческих навыков😉

Желаю успехов!
_____________________________________
Ольга Лаврова - руководитель проекта "Radix-L Управленческие решения для бизнеса", консультант по вопросам управления и финансов бизнеса

Ваш Добрый Консультант! ❤️