Найти тему

🎯 МЕТОДОЛОГИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

📌 Борисенко В.П. Методология стандартизации системы стратегического управления. Стандарты и качество. 1. – М.: ООО «РИА «Стандарты и качество», 2013 с.44-46
📌 Борисенко В.П. Методология стандартизации системы стратегического управления. Стандарты и качество. 1. – М.: ООО «РИА «Стандарты и качество», 2013 с.44-46

Вопросами стратегического управления ученые и практические работники занимаются уже более 50 лет, однако до настоящего времени отсутствуют четкие стандарты, позволяющие упорядочить стратегическую деятельность. В данной работе впервые представлена методология стандартизации системы стратегического управления и выделены составляющие системы стратегического управления.

Система стратегического управления — это совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой. Она обеспечивает достижение недоступных конкурентам экономических выгод с долгосрочными, труднообратимыми последствиями и направлена на выживаемость предприятия в долгосрочной перспективе.

Проблемы стратегического управления компаниями являются слабоструктурированными, не имеющими простых решений, поэтому необходима стандартизация данного вида деятельности, включающая:формулировку понятия системы стратегического управления, определение основных функций и составляющих системы стратегического управления, установление объекта, предмета, сущности, целей, границ применения, задач, принципов, методов стандартизации, видов стандартов, перечня нормативно-правовой базы, ответственного за стандартизацию подразделения, структурных элементов стандарта, описание этапов работ по стандартизации и обозначение требуемых результатов.

Разработка стандартов является важной частью технологизации системы эффективного управления компанией и начальным этапом работ, связанных со стратегическим аудитом[1].

Основные функции стратегической системы управления таковы: стратегический анализ, стратегическое прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование, стратегическое информирование, регламентация, формирование команд поддержки и реализация стратегии.

Исходя из функций стратегического управления, анализа причин существенных убытков и ликвидации бизнесов[2], можно выделить следующие составляющие системы стратегического управления, которые требуется стандартизировать: система управления стратегической информацией (20%)[3], система управления стратегическим анализом внешней и внутренней среды (21%), система управления стратегическим прогнозированием (8%), система разработки стратегии (22%) и система управления реализацией стратегии (29%).

Система управления стратегической информацией — это взаимосвязь ресурсов, методов, механизмов, инструментов, моделей, регламентов, методических приемов и источников информации о состоянии и событиях внутренней и внешней среды. Обеспечивает пользователей необходимой информацией для принятия стратегических решений в нужной форме и в требуемое время.

Источниками информации о состоянии и событиях внешней и внутренней среды могут быть: специализированные издания, книги, газеты, отраслевые конференции, выставки, интернет, новостные агентства, службы и центры информации и анализа, стейкхолдеры, материалы административного аудита структуры и функций системы управления, система стратегического учета и контроля, система фиксации событий и архивирования информации. Для классификации информации могут быть использованы следующие логико-интуитивные и экспертные методы: аналогий, анкетирования, измерения, изучения документов, интервьюирование, метод каталогизации и др.

Система управления стратегическим анализом — взаимосвязь ресурсов, методов, механизмов, инструментов, моделей и методических приемов для анализа и оценки степени давления внешней среды на систему, возможностей, предоставляемых средой, а также стратегических ресурсов, слабых и сильных сторон исследуемого объекта.

Данная система представляет собой набор определенных экспертных, логико-интуитивных методов анализа (анализ сег­ментов рынка, групповые методы экспертной оценки, конкурентный анализ, методы статистической оценки, позиционный анализ, рейтинг-анализ, PEST-анализ, SWOT-анализ) и моделей (совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих аналоги реально существующих структур, процессов, связей, отношений, которые способствуют процессу изучения объектов).

Система управления стратегическим прогнозированием поведения среды в отношении исследуемого объекта — взаимосвязь ресурсов, методов, механизмов, инструментов, моделей, методических приемов и банка прогнозов для исследования качественного и количественного характера перспектив, направленных на формулирование гипотез о будущих состояниях и тенденциях изменения внешней среды и появления (исчезновения) возможностей.

Выделяют следующие методы стратегического прогнозирования: анализ временных рядов, анализ жизненного цикла, групповые методы экспертной оценки, имитационное моделирование, комплексные системы прогнозирования, метод наименьших квадратов, нормативное прогнозирование, построение сценариев и факторное прогнозирование.

Система разработки стратегии — совокупность ресурсов, методов, механизмов, инструментов, моделей, методических приемов, банков планов, целей и решений, регламентов и процедур стратегического анализа, планирования, целеполагания, регламентации и прогнозирования реализации целей, планов и стратегических решений.

Для разработки и прогноза реализации стратегических решений используют следующие методы:когнитивные и креативные, анализа ценностей организации, логико-интуитивные методы и экспертные оценки миссии организации, методы пассивного, конкурентного и ценностного целеполагания, оценки правильности определения целей, количественные и качественные методы анализа целей, стратегического прогнозирования и исследования операций, стратегического и финансового планирования, планирования системы управления рисками, матричные модели и методы выбора стратегии, разработки стратегических задач, определения качества выполнения стратегических целей и задач, регламентации стратегической деятельности, методы и модели, применимые для оценки текущей и будущей стоимости компании.

Система управления реализацией стратегии — это взаимосвязь ресурсов, методов, механизмов, инструментов, моделей, методических приемов и процедур реализации стратегии, процедур стратегического учета, контроля и оценки эффективности, проводимых для достижения стратегических целей организации. При реализации стратегии используются следующие группы методов: работы со стейкхолдерами, достижения поставленных целей и реализации стратегии, формирования команд поддержки, обучения и обеспечения осведомленности и компетентности персонала, предотвращения сопротивления реализации стратегии, повышения эффективности системы связей между различными элементами организации, поиска наиболее эффективных корректирующих действий, стратегического и операционного контроля, методы стратегического управленческого учета, оценки стоимости бизнеса и эффективности стратегической деятельности.

Объектом стандартизации системы стратегического управления являются процессы стратегического управления. Цель — выработка стандартов стратегической деятельности для повышения стоимости предприятия. Предмет — повторяющиеся стратегические процессы. Сущность стандартизации состоит в том, что она является унифицированным инструментом повышения эффективности работы стратегической системы управления.

Основными задачами являются:регламентация, согласование и организация использования методов и ключевых показателей эффективности стандартов, применяемых на разных этапах стратегического управления, выработка унифицированных требований к качеству стратегической деятельности, оценке ее эффективности и результатов, подготовка нормативной базы с целью разработки отчетности для стейкхолдеров по стратегической системе управления, кодификация, структурирование и нормирование используемой модели стратегического менеджмента, структурирование и систематизация стратегической деятельности.

Принципы, методы стандартизации, структурные элементы стандарта, описание этапов работ по стандартизации, виды стандартов описаны в методологии стандартизации стратегического аудита[4].

Нормативно-правовая база стандартизации стратегической деятельности недостаточно разработана, однако для создания стандартов на системы стратегического управления могут быть использованы стандарты ИСО серии 9000 и Международный стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами AA1000SES.

Вывод

Стандартизация должна помочь разработать четкие нормы, правила и инструкции, позволяющие систематизировать, упростить и унифицировать управленческий труд, связанный со стратегической деятельностью, повысить эффективность работы стратегической системы управления, снизить риски внешних и внутренних воздействий, помочь в принятии стратегических управленческих решений, проверить предприятие на соответствие стандартам стратегического управления.

[1] Борисенко В.П. Методология стандартизации стратегического аудита // Стандарты и качество. — 2011. — № 12. — 44—46.

[2] По материалам журналов «Секрет фирмы», «Компания», «Гарвард бизнес ревью», сайтов http://www.triz-ri.ru, http://www.kommersant.ru и интервью с собственниками бизнесов.

[3] В скобках указан процент случаев убытков и банкротств по причине проблем с данной системой.

[4] Борисенко В.П. Методология стандартизации стратегического аудита // Стандарты и качество. — 2011. — № 12. — 44—46.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Глава из Монографии: 📌 Борисенко В.П. Методология аудита стратегических систем управления : монография / доцент, к.э.н., профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета В. П. Борисенко. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015.

4.3. Методология стандартизации стратегического аудита

В последнее время растут высокими темпами суммы вложений правительств разных стран и мировых промышленных корпораций в деятельность направленную на разработку и применение стандартов. Растет и эффективность данных работ, постоянно ведется поиск новых областей для стандартизации.

Счетной палатой Российской Федерации в настоящее время внедряется новый вид государственного контроля — стратегический аудит[1]. При этом, стратегический аудит может быть использован не только в качестве инструмента государственного контроля, но и в качестве технологии для повышения эффективности работы предприятий.

Основными категориями стандартизации являются понятия стандарт и стандартизация. Методология стандартизации стратегического аудита включает: объект, предмет, сущность, цели, задачи, принципы, методы стандартизации, виды стандартов, перечень нормативно — правовая базы, структурные элементы стандарта, описание этапов работ по стандартизации и требуемые результаты стандартизации.

Стандарт – «документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности»[2]. «В зависимости от особенностей и содержания стандарта требования излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний»[3].

Стандартизация — «способ целенаправленного воздействия на систему управления для достижения взаимодействия как внутри самой системой управления, так и с системой производства» [4].

Объектом стандартизации является стратегический аудит систем управления.

«Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач»[5]. Следовательно, целями стандартизации стратегический аудит систем управления являются: унификация стратегического аудита систем управления; установление единообразия аудиторской деятельности; упорядочение процесса стратегического аудита; установление общих правил стратегического аудита.

Предметом стандартизации стратегического аудита систем управления является повторяющиеся процессы и явления связанные со стратегическим аудитом на предприятии.

Сущность стандартизации заключается в том, что стандартизация есть добровольный, комплексный инструмент, позволяющий правильно собрать информацию о работе стратегической системы управления и оценить ее с точки зрения эффективности.

Основными задачами стандартизации стратегического аудита являются:

обеспечить взаимопонимания между аудиторами, менеджментом и собственниками предприятий;

установить оптимальные, унифицированные нормы, правила и требования к составу и качеству аудиторской деятельности;

обеспечить согласование и увязку элементов управленческой деятельности и методов управления;

обеспечить согласование и увязку ключевых показателей деятельности предприятия и методов управления;

обеспечить согласование и увязку элементов стратегической системы управления и информационно — кибернетической модели предприятия;

определить перечень необходимых основополагающих стандартов; стандартов в области методологии; в области организация работы; в области типов аудита; в области контроля; в области итогового документа;

установить оптимальные, унифицированные нормы, правила и требования по оценке, анализу и контролю результатов аудита.

Стандартизация стратегического аудита строиться на следующих принципах: целенаправленность и учет интересов различных групп стейкхолдеров; комплексность, системность и гармонизированность стандартов; оптимальность и рациональность количества требований стандартов; необходимость взаимоувязки стандартов и их функциональная взаимосвязь; эффективность стандартизации; адаптивность и опережающее развитие стандартов; добровольность и обеспечение единообразия применения стандартов; однозначность формулировок стандартов.

Выделяют нижеупомянутые методы стандартизации: унификация (деятельность по оптимизации количества процессов, объектов стандартизации и выделению типовых, стандартных, одинаковых по функциональному назначению процессов, объектов стандартизации); агрегирование (метод конструирования различных процессов из отдельных, типовых подпроцессов); упорядочение (метод систематизации, симплификации, типизации, селекции и оптимизации совокупности объектов стандартизации); кодирование («процесс представления информации с помощью кода в более компактной и удобной форме для оперирования ею при передаче, обработке и хранении»[6]); параметрическая стандартизация (процесс выбора и обоснования численных значений параметров объектов стандартизации); комплексная стандартизация (метод целенаправленного и планомерного создания комплексной, систематизированной, взаимоувязанной системы требований к объекту стандартизации и его составным элементам, процессам и факторам, влияющим на достижение поставленных целей); достижения консенсуса (принятие решения по модели Карнеги, когда достигается согласие между всеми заинтересованными сторонами по объектам стандартизации и требований к ним).

Виды стандартов стратегического аудита: стандарты основополагающие; стандарты на работы (процессы); стандарты по оценке, анализу и контролю результатов аудита.

Основополагающие стандарты должны включать: основные понятия и их определения, объект стандартизации, цели, задачи, принципы стандартизации, виды стандартов, общие организационно — управленческие требования, нормы и порядок (правила) к содержанию и оформлению различных видов документов.

«Стандарты на работы (процессы) должны устанавливать основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах»[7].

Стандарты стратегического аудита должны являться единым документом, помогающим аудиторам и определяющим:

· в области методологии: цели аудиторской проверки и основные принципы аудиторской проверки; масштаб аудиторской проверки, виды и сроки отчетов и заключений аудиторов; требования к стратегии и качеству взаимодействия с заинтересованными сторонами; набор типовых положений (должностные инструкции, положения о подразделениях и т. д.);

· в области организация работы: требования по планированию, организации аудита; требования к ответственности за программу аудита, ресурсы и процедуры; требования к порядку координации условий проведения аудита; требования в отношении использования в ходе аудита внешних подтверждений; требования в отношении учета заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица; требования в отношении применения аналитических процедур; требования к анализу документов; требования касающиеся компетентности и оценке аудиторов;

· в области типов аудита: требования в отношении обзорной проверки, требуемые условия выборочных проверок и правила методов выбора элементов, подлежащих проверке; требования к первой проверке аудируемого лица;

· в области контроля: требования в отношении контроля качества выполнения заданий по аудиту; требования к системе контроля качества услуг аудиторской организации; требования по обеспечению конфиденциальности сведений, полученных в результате аудита; требования к количеству и качеству доказательств при проведении аудита и к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств; требования по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;

· в области итогового документа: требования в отношении сообщения информации полученной в ходе аудита; требования в отношении использования результатов работы другого аудитора; требования к составлению документации и отчета в процессе аудита; требования к действиям по результатам аудита; требования к процессу подтверждения отчета; требования к стандартным элементам отчета; требования к ключевым элементах процесса верификации отчета.

Стандарты по оценке, анализу и контролю результатов аудита должны устанавливать основные правила, методы, показатели позволяющие дать объективную оценку соответствия стратегической деятельности стандартам и прогнозировать дальнейшее состояние системы управления (данные стандарты будут описаны далее).

После выбора определенных видов стандарта, применяемых на предприятии, должна происходить унификация данных стандартов (сокращение количества стандартов одинакового функционального назначения). Унификация основывается на ранжировании («способ оценки переменной, когда ее значению приписывается место в пос­ледовательности величин, оп­ределяемое при помощи порядковой шкалы»[8]), классификации («отнесение объектов, элементов некоторого множества к тому или иному классу, элементы которого характеризуются неким существенным признаком или группой существенных признаков»[9]), отборе («выделение кого — либо или чего — либо из какой — либо среды по определенному признаку»[10]), симплификации («рациональном упрощении применяемых стандартов), типизации (обоснованное сведение многообразия избранных типов к небольшому числу»[11]) и оптимизации («выбор наилучшего варианта из всех возможных»[12]) требований и стандартов.

Показателями унификации являются коэффициенты повторяемости и применимости.

Коэффициент повторяемости определяется отношением количества разнотипных требований и стандартов к общему числу требований и стандартов умноженному на 100%.

Коэффициент применимости рассчитывается отношением разности общего числа требований, стандартов и «оригинальных» требований и стандартов к общему числу требований, стандартов умноженному на 100%.

Нормативно — правовая база стандартизации стратегического аудита в настоящее время еще не разработана, однако возможно использование для этих целей Законы, правовые акты Российской Федерации, Указы Президента и акты правительства в области стандартизации, а также применимы некоторые нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Структурными элементами стандартов являются: «титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; определения; обозначения и сокращения; требования; приложения; библиографические данные»[13].

Этапы работ по стандартизации: создание рабочей группы по разработке стандартов; выбор объекта стандартизации; установление необходимости и целесообразности разработки стандарта; составление плана стандартизации; разработка проекта стандарта; рассылка проекта; получение замечаний и предложений по изменению стандарта; унификация стандартов; согласование и утверждение стандартов; внедрение и надзор за соблюдением стандартов; последующие изменения, переработка или отмена стандартов.

Основным результатам деятельности по стандартизации стратегического аудита является подготовка и выпуск нормативного документа (стандарта), способствующего унификации стратегического аудита систем управления; установлению единообразия аудиторской деятельности; упорядочение процесса стратегического аудита; установление общих правил стратегического аудита.

Теперь, когда рассмотрены основные элементы методологии стандартизации стратегического аудита: объект, предмет, сущность, цели, задачи, принципы, методы стандартизации, виды стандартов, перечень нормативно — правовой базы, структурные элементы стандарта, этапы работ по стандартизации, требуемые результаты стандартизации можно утверждать, что методология является научной и практической основой квалифицированной подготовки стандартов стратегического аудита, позволяющих проводить комплексные, унифицированные экспертно — аналитические и контрольные мероприятия в виде ревизии функций, процессов, методов работы систем стратегического управления.

[1] Выступление С.В.Степашина на XI конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации «О роли и месте контрольно-счетных органов в реализации стратегии социально-экономического развития региона» (Сочи, 10 октября 2007 г.) Цитируется по http://www.ksp.assembly.spb.ru/

[2] ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1-2009 Информационные технологии. Оценка процессов. Часть 1. Концепция и словарь

[3] ГОСТ Р 1.5-92 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственная система стандартизации Российской Федерации Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

[4] Смирнов Э.А. Стандартизация и аудит системы управления организации Менеджмент в России и за рубежом №5 / 1998

[5] Букин В.П., Ординарцева Н.П. Стандартизация и качество продукции: Учебное пособие / Под общей редакцией д.т.н., профессора Г.П. Шлыкова. – Пенза: ЦНТИ, 2004. – 107 с.

[6] Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В.- М., Норма-Инфра-М, 1998.

[7] ГОСТ Р 1.0-92 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственная система стандартизации Российской Федерации Основные положения

[8] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[9] Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[10] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[11] Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

[12] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[13] ГОСТ Р 1.5-92 Государственный стандарт Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов