Специальный обучающий курс по ремонту редуктора рольганга с использованием технологий виртуальной реальности и 3D разработали специалисты JSA Group и дирекции по ТОиР предприятия. В нынешнем году первая группа ремонтников уже прошла обучение в учебном центре ОЭМК.
С виртуальным помощником
«Возьмите обезжириватель на столе и проведите обезжиривание деталей корпуса», «Наденьте специальные перчатки при работе с индукционным нагревателем подшипников», – говорит виртуальный помощник.
И обезжириватель, и перчатки автоматически появляются на экране. А слесарь-ремонтник цеха металлизации ФОиМ Владимир Никулин с помощью джойстиков выполняет нужную операцию. Его задача – правильно разобрать и собрать редуктор.
– Всё наглядно и понятно. Шестерни, валы – всё такое же, как в реальной мастерской. Но джойстиками работать, конечно, легче, чем руками, – говорит он.
Важна последовательность
Разработка обучающего курса заняла больше полугода. Специалисты JSA Group сняли на видео мастерскую и сам редуктор, после чего перенесли процесс восстановления оборудования в 3D-пространство. С помощью экспертов – механиков и мастеров комбината, которые непосредственно участвуют в ремонте, уточняли и исправляли замечания.
Прохождение курса займёт полтора часа. За это время человек, конечно, не научится полностью ремонтировать редуктор, но разработчики и не ставили перед собой такую задачу. Главное – чтобы ремонтники запомнили последовательность выполнения работ, научились определять инструмент и СИЗ для выполнения операций по ремонту, поняли, как правильно и безопасно их применять.
Например, можно вместо молотка для демонтажа подшипников использовать съёмник, а для монтажа – индукционный нагреватель. Работать с таким инструментом удобно и легко. Сначала все действия в 3D-пространстве происходят с подсказками виртуального помощника, а затем слесари самостоятельно «собирают» редуктор.
Из виртуальности – в реальность
Почему разработчики обучающего курса для слесарей-ремонтников выбрали именно редуктор? Всё просто: они часто выходят из строя.
Слесарь-ремонтник цеха отделки проката Александр Иванищев подтверждает: эти узлы он перебирает и ремонтирует почти каждый месяц.
– Конические, цилиндрические, с разным количеством шестерней, редукторы стоят везде – на рольгангах, на перекладывающих решетках, шагающих балках, – говорит он. – Я чётко отработал порядок действий в виртуальном пространстве. Надеюсь, столь же чётко буду делать в реальности.
– В первую очередь, курс рассчитан на вновь принятых работников. Но и для тех, кто трудится не первый год, такое обучение будет тоже полезным, – уверена ведущий специалист управления эффективности производственных активов дирекции по ТОиР Галина Голубева. – В прошлом году курс прошли одиннадцать слесарей-ремонтников комбината. В 2024-м его освоят ещё около 90 человек.
ЗНАЙ!
На ОЭМК разработано уже два обучающих курса с использованием технологий виртуальной реальности – для слесарей-ремонтников и стропальщиков.
Ирина Милохина