Найти тему

Рубрика #"есть кейс - есть решение"

Из практики простой кейс, на котором покажу, как с подобными ситуациями можно разбираться экологично и самостоятельно.

Молодая мама с первым (единственным пока) ребенком, очень переживает. О чем? Ее шестилетка в саду осваивает премудрости каллиграфии, а воспитательница часто кричит, резка и требовательна. Справедливости ради мама отмечает, что у ребенка есть прогресс в письме. Как быть в этой вилке: не нравятся методы, а нравится результат.

"Крик" Мунка, из Википедии
"Крик" Мунка, из Википедии

Работаем.

В задачном подходе, адептом которого, разумеется, является наше бюро - важно переосмыслить условия задачки: что на самом деле спрашивается? Ответ на что ищется?

Задачка трехуровневая:

Есть уровень «родительская развилка».

Мама ищет «правильного решения» (какого и чего пока не понимает) в уже сложившейся ситуации, и уходить в прошлое и думать, что вот зря куда-то отдала – это не про решение, а про загоны в чувство вины и стыда, а мама хочет оттуда выйти.

Есть непроявленный уровень ребенка – про него видим только через призму мамы, маме его, с одной стороны жалко, с другой стороны, к нему есть долженствования, которые дают результат.

Есть непроявленный уровень «воспитательница»: ее мы видим тоже через призму мамы. Маме не нравятся методы, но приемлем результат.

С каким уровнем нужно работать? Только с проявленным. Если нет возможности проявить что-то, туда не ходим: не фантазируем, не множим искажения.

обучаем ИИ
обучаем ИИ

Мне удалось проявить - «что чувствует и думает ребенок». Ему не нравится писать, невротических реакций нет, любви к занятиям нет, страха нет. Нормальный предшкольник, который радуется тому, что его радует и не радуется тому, где нужно построить новые навыки. Подвижный, открытый, видит свой прогресс в прописях, будет рад поддержке, сильно не заморачивается проблемами взрослых.

Возвращаемся к уровню «родительская развилка». Мое консультативное действие состояло в том, чтобы помочь прояснить маме – какого решения какого вопроса она ищет: за две встречи маме стало понятно, что «дано» в задачке. Еще одна встреча ушла на возможные вопросы к себе, с чем можно поработать, список короткий, но маме понятный:

- мне нужна поддержка в уверенности, что я поступаю правильно, откуда ее брать, на что ориентироваться, где критерии, где мой ресурс?

- мне нужно научиться компенсировать строгость воспитательницы состраданием и поддержкой к усилиям своего ребенка, как воспарить над деструктивной жалостью и научиться искренне сострадательно поддерживать себя, ребенка и может быть воспитательницу?

- мне нужно вспомнить, как я училась новому, чтобы понимать механику и перестать тревожно реагировать на внешние раздражители этого процесса, то есть по сути забивать на ложные триггеры?

Мама пошла думать. Она уже знает решение, просто нужно время, чтобы оно само заработало, потому что мама классная, быстро учится и быстро помогает себе сама.

Вам какое решение ближе из вашей призмы? Напишите цифру в комментах, если не сложно. За каждым из них стоит свое меткогнитивное убеждение, в том числе работа с фреймами времени, да, в нас все связано)))

ПС.: в телеге уже набросали реплик для темы "но она же кричит (!\\...)". Отличная тема, напишу.