Нет!
И на то есть причины:
Отказ ребенка чем-то мотивирован и нужно понять чем. Психолог уважает и принимает отказ клиент работать, но это не останавливает и даже подталкивает профессионала продолжать спрашивать и выяснять у самого подростка и родителей, в чем смысл отказа.
Такое вмешательство работает на разных уровнях:
- когда ребенка выслушали и поняли, он с меньшей вероятностью “провалится” в вину от того, что отказался идти на очередную сессию;
- когда родитель услышал, понял и принял, почему ребенок отказывается, - это информация для размышлений и последующих действий;
- подробный, неспешный разбор причин отказа может сыграть важную роль для перспектив возможной дальнейшей работы. Зачастую этот этап помогает ребенку в следующий раз принять уже другое решение относительно получения психологической помощи.
- в конце концов, даже если ребенок отказывается от помощи, психолог может помочь родителям. Он может помочь им справиться с их собственным страданием и проблемами, а они в свою очередь смогут помочь уже своему ребенку.
Ребенок не обязательно должен присутствовать на консультациях вместе с родителями, но это допустимо, по желанию. В таком случае он будет свидетелем того, что о нем говорят. Эта опция особенно важна, когда подросток конфликтует с родителями и отказывается идти на консультацию из нежелания подчиниться воле старшего. Но он может и согласиться присутствовать на консультации, где просто будет слушать своих родителей, без активного участия.
Тогда вся эта эпопея с психологической помощью закончится для вас на положительной ноте. Ребенок увидит, что его родители тоже могут нуждаться в помощи. И это нормально. А значит, он поймет, что и сам может попросить о помощи, пусть и в будущем, - и это тоже нормально. То есть родитель занимается в первую очередь своей жизнь, и на своем положительном примере уже учит подростка, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях.