В Сети появились кадры, на которых новейший бронетранспортёр, известный как БТР-22, проходит испытания, вероятно в боевых условиях. С одной стороны, дело понятное и естественное - новая бронетехника нужна, особенно с улучшенными в плане защиты характеристиками. С другой, у нас же есть "Бумеранг" - неужели эту столь долгую и дорогую в разработке машину забросили? Сегодня постараемся в этом разобраться.
Приветствую на канале!
Начнём с перспективных машин. Впервые на публике "Бумеранг" появился в далёком 2015 году, и, как выяснилось, разработан он был в довольно сжатые сроки, что совсем нетипично для столь сложной техники - в нём новое абсолютно всё, начиная от электронной начинки, боевых модулей и корпуса, заканчивая общей компоновкой, неспецифичной для наших ВС. Ну а внешний вид "Бумеранга" так и вовсе не оставлял никого равнодушным - очень футуристичная машина. Однако были и минусы, причём в очень большом количестве. Первый и ключевой из них - это высокий силуэт бронетранспортёра, и это действительно так - он в полтора раза выше классических "восьмидесяток". Это, в свою очередь, крайне неблагоприятно влияет на прилёт ПТУРа, являющегося основным средством выведения из строя подобных машин. Однако данный нюанс можно объяснить тем, что "Бумеранг" создавался с V-образным днищем, способным защитить его от мин, и техника с противоминной защитой всегда обладает высоким силуэтом. Впрочем, данную проблему было решено устранить, чем и занимались разработчики после 2015 года, однако "снежный ком" только нарастал - вскрылись некие проблемы с корпусом, бронёй и так далее по списку. В общем, после 20-го года "Бумеранг" уже был практически полностью пересобран с нуля, как и платформа "Курганец", в результате чего внешний вид уже мало чем напоминал первые машины.
И даже если "детские болезни" решены, не стоит сбрасывать со счетов экономический эффект - запустить в серию столь дорогую и непроверенную машину, к которой нужны ещё и детали в быстром доступе, является не просто непосильной задачей, а скорее грубейшей ошибкой, которую по-хорошему надо избежать. Особенно в такое время. Но есть нюанс - классические "восьмидесятки" разных модификаций, мягко говоря, обладают схожей проблемой - у них тоже накопился целый ком недостатков, которые не позволяют её использовать эффективно. Ключевых минусов два. Во-первых, неудобное внутреннее пространство и общая компоновка - эти нюансы не обсудил только ленивый. А во-вторых, откровенно слабая противоминная защита. И вот тут на сцену выходит достаточно интересная машина, способная совершить буквально революцию в плане колёсных бронетранспортёров - это БТР-22. Если говорить кратко, то он создан таким образом, что совмещает в себе ключевые преимущества обоих поколений, затирая общие недостатки. Но давайте по списку. Главное изменение на фоне "восьмидесятки" - это новый бронекорпус, внутреннее пространство которого скомпоновано таким образом, что больше напоминает современную технику. Например, моторное отделение у него спереди, что косвенно влияет на живучесть машины, а также позволяет освободить внутреннее пространство под более комфортное расположение десанта - всё как у "Бумеранга".
Ещё один положительный момент - это выход десанта в корме. Куда более безопасный вариант, чем был ранее, к тому же обладающий рядом дополнительных положительных моментов. Например, упрощённой транспортировкой раненных, или же доставкой различных грузов. Далее по списку идёт противоминная защита, над которой также поработали в ходе полной перекомпоновки - добавили V-образное днище, но при этом изначально ориентировались на снижение высоты - проблему ПТУРов никто не отменял. Бонусом сверху немного усилили бронирование, вплоть до 12.7. Правда в весе немного прибавил - 20 тонн вместо 15 у предшественника. У "Бумеранга", кстати, почти 30 тонн. Переходим к вооружению и здесь всё довольно неплохо - боевой модуль с 30-мм пушкой, а за обнаружение целей отвечает комбинированный прицел ПНК с тепловизором. Согласитесь, что вышеперечисленное выглядит довольно неплохо, но сейчас будет ещё интереснее. Дело в том, что БТР-22 создан не из каких-то новых, непроверенных деталей, а на базе узлов и агрегатов "восьмидесяток", а основным нововведением является только обновлённый корпус, с грамотно пересобранной "начинкой". Более того, изначально машина так и называлась - БТР-82А "Усовершенствованный", что прямо говорит о родстве с классическим БТР-82А.
Отсюда главный и ключевой вывод - у машины как минимум не будет проблем с деталями и обслуживанием в полевых условиях, а также боекомплектом и прочими расходниками. Но обслуживание - это ладно, довольно очевидный плюс. Главный и основной кроется в производстве - по сути нужно сварить лишь новый корпус, ну и собрать его в БТР, само собой, а основной процесс останется тем же - все цепочки поставок остаются без изменений. Прицелы, пушки, двигатель - всё то же, но на новых местах. Иными словами, переход на новое поколение можно осуществить быстро и безболезненно, хотя есть ещё один интересный сценарий - это модернизация, где как раз-таки и меняют сам корпус. Приезжает партия БТР-82А, а выходит уже в виде БТР-22, с целым набором вышеописанных преимуществ и лишением базовых недостатков устаревшей концепции. Скорее всего, изначально производителем и заказчиком так и задумывалось, ведь абсолютно всё указывает нам на широкую серию, необходимость которой чётко проявила себя за последние годы. В очередной раз повторимся, что гипотетическое разрастание конфликта никто со счетов не списывает, и подобные БТР - это ещё один кирпичик безопасности. Есть и куда более приземлённые причины необходимости нового бронетранспортёра - это комплектация новых соединений, создаваемых в рамках масштабной реформы ВС РФ, в ходе которой наши силы должны вырасти почти двукратно.
Подводя итог отметим, что на данный момент БТР-22 выглядит как очень удачное решение, если в ходе испытаний не вскроются какие-то недостатки. С другой стороны, что тут может дать сбой? Вся "начинка" давным-давно на потоке, доказала свою надёжность и неприхотливость. Разве что силуэт машины чуть-чуть подрос, но на фоне того же "Бумеранга", особенно первых итераций, он куда ниже. Так что, скорее всего, есть все шансы увидеть новинку в массе.