Bloomberg сообщает, что министр обороны Украины Рустем Умеров написал в письме европейским союзникам, что у ВСУ катастрофически не хватает снарядов, из-за чего по всей линии фронта приходится выстреливать всего 2 тыс. в день, в то время как ВС РФ выстреливают в три раза больше. В этой новости есть не один, а сразу несколько показательных факторов.
Во-первых, в политике всегда важно не только то, что сказано, но и то, чего не сказано. И тут точно такой же случай. Умеров письмо направил в Европу, но не направил главному поставщику оружия Украине — Соединённым Штатам. Казалось бы, как же так? А всё просто. В Америке происходит конституционный кризис вокруг южной границы, а кейс защиты этой границы жёстко увязан с помощью Украине, и решиться эти проблемы могут лишь вместе. Но развязки там и не видно: да, в сенате вроде как обе партии договорились, но выступил Трамп с осуждением и критикой этого договора (а ведь для консерваторов он авторитет), а потом высказался и спикер палаты представителей Майк Джонсон о том, что принятое в сенате нижней палатой будет отвергнуто. При таком глубоком конфликте пытаться выпросить у американцев снаряды — идея так себе. К тому же нельзя забывать, что на фоне этих споров в Вашингтоне даже нынешняя администрация Белого дома старается отдать проблемы Киева на аутсорс Европе, ведь Украина — это страна в Восточной Европе и потому пусть платят они там сами. Правда, для Украины это проблема, поскольку страны ЕС много оружия и боеприпасов дать не могут физически: их там нет, равно как нет и производственных мощностей для увеличения выпуска — Германия и Франция присылают в месяц то, что выстреливают ВСУ буквально за несколько дней.
Во-вторых, сам факт отправки такого письма означает признание снарядного голода, что в условиях СВО критично: главной огневой мощью обеих сторон является именно артиллерия, особенно ствольная.
К слову, украинцы не говорят об этом публично, как о боеприпасах, но не учитывать это нельзя: ВСУ не получают новые гаубицы. А в ходе контрбатарейной борьбы и благодаря «Ланцетам» количество стволов неуклонно снижается. Советские «Гвоздики» и «Акации» заменять особо нечем, а М777, М109 и PzH 2000 новых не шлют, в то время как совсем недавно появилось видео уничтожения легендарным БПЛА от ZALA как раз ранее нетронутой немецкой самоходки. Опять же, главный поставщик артиллерии ВСУ — тоже Штаты.
В условиях тающей арты украинцы пытаются заменять её многочисленными FPV-дронами (в частности, у ВСУ неминуемо будет больше их пусков — это часто единственное их средство поражения), однако «морковка» от РПГ, намотанная на дрон, значительно слабее и наносит меньший ущерб, чем 155/152-мм снаряды.
Несмотря на жалобное письмо украинского министра, адресат Украине мало чем может помочь. ЕС не смог за год дать 1 млн снарядов (сейчас говорят о планах на 600 тыс., но эта цифра, вероятно, тоже в итоге будет меньше), сейчас даже Германия, главная экономика блока, даёт в месяц по паре тысяч снарядов, а новой артиллерии не дают и вовсе.
Пока на общем фоне примечательна лишь новость о передаче GLSDB для HIMARS, но это потому, что за них было ранее заплачено. А вот главное средство ведения позиционной войны на горизонте пока не появляется.
Кирилл Фёдоров, военный блогер, автор канала @warhistoryalconafter
01.02.2024
🟩 Специально для RT. Подпишись