Найти тему
Катехизис и Катарсис

"Какая-то в державе датской гниль...": как закрепить в Конституции свою абсолютную власть?

XVII век. Дания. Что это вообще за страна и кого в здравом уме она может интересовать?

Если смотреть в общем – это какое-то королевство, о котором руский читатель слышит лишь два раза. Первый, когда упоминаются викинги. Второй, когда Наполеон или Адольф Гитлер захватывают её за два дня. Если же быть точнее, то в середине XVII века Дания – это здоровенное государство, объединенное унией с Норвегией, которую в этом тандеме бесконечно чмырят и унижают. Дания весьма богатая страна, ведь ей повезло контролировать балтийские проливы – ключ к региональной торговле и сладким пошлинам.

В политической жизни королевства доминировали дворяне. Они владели большинством земель, имели широкие привилегии, разъезжали повсюду на золотых каретах и могли себе позволить не платить налоги. В общем-то все королевство и все общество крутилось именно вокруг них. Да, конечно, был в Дании сенат. Но собирали его нерегулярно, да и то лишь для того, чтоб донести горожанам мысль о том, как, когда и в каких позах у них будут собирать налоги.

Реально же управлялась Дания диархией – королем и королевским советом. Совет – это несколько десяток дворян, отобранных королем. Сам король не имел права ничего делать без разрешения совета, но и совет должен был служить королю. На бумаге Дания была дворянской республикой на уровне Речи Посполитой. На практике же датские историки называют этот период adelsvælden – "дворянское правление". Все же политическую жизнь королевства контролировала таки знать, и в дуэте "король – совет", второй часто брал верх по одной остаточно простой причине. Короля выбирали.

Да, официально Дания была выборной монархией. Правда никаких долгих выборов и поиска разных кандидатов не было. По старой доброй традиции датский народ просто выбирал новым королем старшего сына почившего монарха. Не нужно тратиться на предвыборные кампании, нет ругани среди дворянских группировок и подвешенного периода безкоролевья – все просто и понятно. Но какая тогда разница – выборная монархия или нет? А разница есть. Разница в положении и статусе короля.Карта Датских проливов: Большой и Малый Бельты, Эресунн, Каттегат и Скагеррак

Хайхенбах В. "Король Фредерик III в Битве при Ниборге 1659 г." (1660)
Хайхенбах В. "Король Фредерик III в Битве при Ниборге 1659 г." (1660)

Если королю его чудный титул и золоченый трон даны свыше – Господом Богом – он так-то волен делать, что хочет. У него мандат на всепрощение и вседозволенность. А если же титул ему даровал народ-выборщик, ситуация уже совсем иная. У короля внезапно появляются обязательства и ответственность перед людьми, пусть даже династия не прерывается уже не одно столетие. Так выборная монархия была необходима дворянам для того, чтобы сохранять свои привилегии и быть уверенными в том, что его величество завтра на них не покусится. Однако все золотые деньки однажды проходят.

В 1648 году умирает король Кристиан IV, который смог доказать, что короли не были заложниками системы "adelsvælden". Более того, для всех датчан он стал примером, что бывает, когда идёшь против этой системы. В целом правление Кристиана IV сложно назвать спокойным. Многие его внутренние решения, принятые в кооперации с Советом, можно назвать благоприятными и полезными. Однако личные авантюры короля привели к тому, что страну дважды перемололо бульдозером Тридцатилетней войны. Сначала в 1629 году по Дании катком прошлась Священная Римская империя, а меньше, чем через два десятка – в 1645 году – Швеция. И вот король мёртв. Лежит и воняет.

Казалось бы, на такой случай сразу есть решение – "выбираем" старшего сына. Но вот только старший сын Кристиан (фантазия у датчан огонь, да) умер еще до отца. Была и другая кандидатура – младший парнишка Фредерик. Но его-то совет не хотел выбирать. В первую очередь, потому что датчанином он был ну очень с большой натяжкой. Дело в том, что он, хоть и был сыном датского короля, но кучу времени провел в различных германских городах, став, по сути, немцем. В детстве он был назначен коадъютором Бремена, а позже смог стать там настоящим архиепископом. Печально, конечно, но других вариантов нет – надо короновать Фредерика. Так и поступили.

Карта Датских проливов: Большой и Малый Бельты, Эресунн, Каттегат и Скагеррак
Карта Датских проливов: Большой и Малый Бельты, Эресунн, Каттегат и Скагеррак

Тем не менее совет не забыл дать Фредерику весьма суровую коронационную хартию, чтобы тот не встревал в такие же опасные авантюры, как его эксцентричный отец. Казалось, что у Фредерика полностью связаны руки, но ему удавалось хорошо чувствовать настроение Совета и завоевать уважение ряда дворян, совершая нападки на политиков, которых Совет сам не очень-то любил.

А дальше произошла война. В 1657 году шведский король Карл X, отчаявшись получить что-то из войны с Польшей, напал на Данию. Вообще Дания сама решила напасть, чтобы отомстить за унизительное поражение 1645 году, и для Карла это было поводом бросить польскую авантюру и побежать в контр-наступление. Если пропустить подробности, война кончилась для Дании нехорошо. Швеция дошла аж до Копенгагена, осаждая его. Причем, большинство дворян свалило, а вот Фредерик остался, объявив, что "умрет в своем гнезде". И несмотря на то, что "гнездо" удалось удержать, Дания потеряла самое ценное – провинции на юге Скандинавии, которые принадлежат Швеции и по сей день.

В 1660 году был подписан мир, и Фредерик созвал Сенат, чтобы обсудить окружающий его песец. Самая большая проблема – долги. Не то что бы очень гигантские, но вот вернуть его просто так из-за потери куска территорий просто так не выходит. Нужны новые налоги. Именно в этот момент дворяне решили возбухнуть и напомнить королю, что с них налоги брать нельзя. В ответ на это возбухли уже горожане, решившие, что король на фоне дворян смотрится гораздо лучше. Все эти привилегированные задницы убежали из столицы, пока монарх продолжал защищаться вместе с остальными. Общий вывод мятежных горожан был прост: "Все беды Дании – от эгоистичного дворянства. При наследственной монархии такой фигни не было!"

Штурм Копенгагена шведскими войсками Карла X Густава в 1659 г.
Штурм Копенгагена шведскими войсками Карла X Густава в 1659 г.

Последняя идея оказалась ключевой для дальнейшего датского бытия. Горожане вместе с духовенством стали вместе требовать отмены привилегий дворянства и установления наследственной монархии. Так-то Фредерик и так мог расслабиться, наблюдая за тем, как аристократии раздают люлей. Но он решил добавить всему происходящему нотку дворцового переворота. Из-за накаляющихся споров и обострения обстановки в столице, он объявил "военное положение", мобилизовал гарнизон Копенгагена и приказал тому закрыть двери во дворец, где проходило заседание Совета, чтобы никто не мог оттуда выйти. Получилась датская версия эпизода "Караул устал". Дворяне оказались буквально прижаты к стенке, и им ничего не оставалось, кроме как уступить. В Дании была объявлена наследственная монархия со всеми вытекающими.

И не просто наследственная, знаете ли. У анти-дворянской партии горожан и духовенства не было внятных запросов кроме как отмены дворянских привилегий. Этим король и решился воспользоваться. Несколько политических махинаций и вуа-ля – в 1665 году свет увидела "Lex Regia" – абсолютистская конституция. Да-да, все правильно. Конституция, согласно которой у короля есть божественное право осуществлять свою власть. Конституция, по которой король имеет право делать что угодно, но только не менять конституцию. Она просуществовала аж до 1849 году и все это время Дания оставалась одним из самых абсолютистских государств Европы.

Обложка абсолютистской конституции "Lex Regia" Фредерика III (1709)
Обложка абсолютистской конституции "Lex Regia" Фредерика III (1709)

Нет, конечно же, дворяне никуда не делись. Однако сама система была перестроена, статус дворянства был переопределен, а Дания действительно радикально порвала с выборной традицией, замкнув всю систему на фигуре короля. Впрочем, надо сказать, что именно с этого момента Дания постепенно уходит с европейской арены. Политика Фредерика III не способствовал удачной внешней политике, и все дальнейшую историю абсолютистской Дании, она была в лучшем случае второстепенным, если не третьестепенным игроком. Но сами события 1660 года остаются удивительным событием – государственный переворот, устанавливающий абсолютную монархию, запрос на которую шел снизу, от горожан и духовенства. Бывает и так.

Не путает Каттегат со Скагерраком – Рома Рогов | Historia Arcana

Бои за Историю