Созидательный труд, заключающийся в помощи и защите созидательного труда пчёл, один из немногих видов древнейшей деятельности, который граничит с очищением грехов и божьим промыслом. Иные варвары для вымаливания прощения идут в монахи, реже священники, а кто-то работать и тяжёлым трудом искупляет содеянное. К тому же руководство на пасеке, это многое время, позволяющее разуму отстраниться от шелухи обыденности и сосредоточиться на самом главном. Адам Клэй, отстранившийся от обязанности чистильщика много лет тому, вынужден снять спецробу и заняться делом, которое в улье совершает солдат, искореняя испорченую матку, плодящую дефективное потомство.
Кино с Джейсоном Стэйтемом, это определённый субжанр, существующий полтора десятка лет. Фильм с ним, примерно как вестерны с Джоном Уэйном, давно отвоевали собственный идентификационный номер в многообразии кинематографического реестра. В последнее время Джэйсон осваивает ипостась продюсерства, что неминуемо ведёт к увеличению более или менее одинаковых работ, где актёр изображает плюс минус одного протагониста, который ловко управляется со своими руками и ногами, причиняя средней и тяжкой степени увечья неродивым манекенам. В этом смысле Пчеловод ничем не отличается от подобных со Стэйтемом. Но!
Сценарий написал Курт Уиммер, сочинивший Эквилибриум с Кристианом Бэйлом, Рекрут с Алем Пачино и Колином Фарреллом и Законопослушный гражданин с Батлером (кино с которым так же вошло в разряд нарицательных) и некоторую другую основу для прочих почтенных картин. Он всегда умел вкрутить в безобидную беседу пару сильных фраз, которые потом цитируют долгое время. В Пчеловоде есть, например, такая – «Ты довёл про*бы до уровня искусства, и этот станет твоей Моной Лизой» или удачный перефраз избитого шекспировского «Быть, или не быть», звучащий на английском - «To be, or not to be» он издевательски добавил к глаголам быть одну гласную «e», получив при этом классный референс ко всему произведению - «To bee, or not to bee», поменяв тем самым глагол на существительное. И если приглядеться и прислушаться, то можно изыскать порядочное количество отличий, в данном фильме, от прочих со Стэйтемом, и заслуга, в первую очередь, именно драматурга, почерк которого считывается во время просмотра, в отличие от стиля режиссёра, не последнего творца в жанре криминальных боевиков, Дэвида Эйра.
Постановщик отошёл в тень, он не навязывает собственное видение, а выполняет работу мастерового, которому заказали сколотить крепкий балаган, который сосредоточится на фигуре главного героя и раскроет метафоры про пчёл и шершней без излишней демагогии. Так и получилось в результате, можно только гадать, что было бы если… Если бы Эйр постарался добавить свойственную ему реалистичность в кадре, исключить пару сцен и фраз. Например, слова в самом начале о защите ребёнка родителями, они де в более выигрышном положении, нежели беззащитные старики, слушать такое излияние подросткового просветления во взрослом кино не релевантно. Или кадры приёма в доме первого человека США, которые похожи на маскарад в обители рок-звезды, с присущими составными элементами таких вечеринок. Что было бы «если» - предельно бессмысленное времяпровождение, хотя режиссёру, очевидно, плевок в спину от поклонников Патруля и Крутых времён обеспечен.
В общем фанатам Стэйтема обязательно понравится такой угол зрения, который добавит в их ряды гурманов от мёда и почитателей вековой профессии «Бортник». К тому же всегда интересно изучить, как строится и обрастает мясом единственная косточка, в виде идеи про пасечника-спецагента, реализующего собственные навыки в соответствии с кодексом из брошюры по пчеловедению, закинутая в пасть талантливого писаки, соорудившего в результате самобытный образец для студентов сценарных курсов. Он ассоциировал человека с солдатом на страже улья, который стремится устранить изъян пчелиной матки, потому что та не способна более плодить совершенных пчёл-трудяг. Адам Клэй позарился на очистку планеты от шаловливого сынишки президента Штатов, так как он представляет из себя ущербное для общества потомство, сделал своё дело как истинный самурай, исчезнув после миссии точно так же внезапно, как и возникнув.
P.S.; Значительное время в кадре присутствует великий Джереми Айронс, что, безусловно, добавляет килограммов Пчеловоду.